Гайдар реформирует экономическую литературу
Дата публикации
Пятница, 14.01.2005
Авторы
Денис Драгунский Леонид Радзиховский Владимир Мау Любовь Шарий
Серия
Политком.Ру
Егор Гайдар выпустил совершенно нехарактерную для отошедшего от дел политика книгу. Это не мемуары, не анализ собственной деятельности, не критика последователей и политических противников. Название книги "Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории". Еще не состоялась презентация книги, а она уже вызвала многочисленные отклики экспертов. О новой книге Егора Гайдара говорят Денис Драгунский, Леонид Радзиховский, Владимир Мау.
Денис Драгунский, научный руководитель Института "Общественный договор":
Эта книга замечательна тем, что рассматривает экономическое развитие России в долгой перспективе. Еще французские историки Фернан Бродель и Марк Блок, рассуждая об экономическом развитии большого региона, говорили о специфических особенностях и закономерностях экономического развития, не связанных с политическими пертурбациями. Такими особенностями и определяющими факторами могут стать, например, соотношение между городским и деревенским населением, близость или удаленность от торговых путей, развитие хлебных и энергетических рынков. Политики же зачастую ведут себя, как муравьи на арбузе - арбуз катится, а сидящий на нем муравей думает, что это он его толкает. Гайдар в своей книге рассмотрел, как развивалась Россия, и вывел закономерности ее развития, и доказательно развеял миф о навязанности многих страниц российской истории.
Многие до сих пор утверждают, что это Петр Великий навязал России свои реформы, Николай I - железные дороги, Сталин - индустриализацию, а Гайдар и Ельцин - либерализацию. Это не так. Россия проходила поэтапно процесс единого экономического развития, который шел и идет от Англии до Уральских гор. В своем труде Егор Тимурович показал, что отставание наше остается в тех же порядках, как в начале XIX века и ранее. Россия всегда чуть-чуть отставала и потом догоняла - и ничего стыдного в этом нет. А еще мне очень нравится в исследованиях Гайдара то, что он обращает особое внимание на демографию, на то, как пульсации демографической линии влияют на экономику. Выход этой книги - не только огромное событие в экономической жизни, но и в исторической науке России. Эту книгу уже нельзя игнорировать? как невозможно игнорировать самого Гайдара и его дела.
Леонид Радзиховский, политолог, публицист:
Я думаю, что выход этой книги - это действительно событие. Мы все, наши политики и эксперты, очень суетливы и провинциальны. Провинциальность заключается в том, что все сравнения идут только изнутри России. Чубайса мы сравниваем с Черномырдиным, Ельцина с Путиным, Гайдара с Фрадковым. Постоянно повторяются бесконечные рассуждения на тему? "что было бы? если тот-то тогда-то снял такого-то". Все внутри своей деревни. Но так можно было делать, как говорила Ахматова, "до изобретения печатной машины": до того, как появилась экономическая статистика, до того? как мы выяснили, что мир глобален.
Второй признак провинциальности в том, что если кто-то пишет книгу, я сразу понимаю, для чего это написано. Кто хочет кого-то "приподнять", кто - "опустить", кто куда-то избраться. Отсюда презрение к политическим книгам. Это какая-то расширенная телепрограмма. Поэтому уважение к книге Гайдара возникает сразу: его позиция - это новая точка отсчета. Образно говоря, все сидят в вагоне и отчаянно пихаются, чтобы пробиться поближе к буфету или к бизнес-классу, а один человек выглянул в окно и смотрит, куда этот вагон движется. Недаром Гайдар назвал свою книгу "Долгое время". Это элементарно грамотный и научный подход. В книге сравниваются не арест Бородина и Ходорковского, а глубинные процессы в разных странах, шедшие десятилетиями. Рассматривается не та или иная обида Путина, а соотношение ВВП на душу населения в течение веков, вычерчивается траектория экономического развития в течение веков. Это объективное очерчивание экономических границ, в которых мы все вынуждены играть и жить, перевод в мировой контекст, перевод в серьезный исторический контекст, отказ от политической мельтешни. Это не для тех, кто думает, за кого проголосовать, или кого завтра распилят питерские чекисты.
Меня потряс сделанный Гайдаром вывод: практически во всех странах СНГ кривая экономического развития в 1990 - 2004 годах очень похожи (имеется в виду кривая ВВП на душу населения). То есть - одни экспортируют нефть, другие ее импортируют - а кривые похожи, результат один! Вывод убийственный для политика - тщета усилий, вывод для читателя очень интересный - можно оценить квалификацию политиков.
Мне очень импонирует нравственная позиция автора, отказ от самооправданий, обливания грязью коллег, отсутствие традиционного для российских деятелей "если бы меня слушали". Для того чтобы выйти на этот уровень, требуются большие нравственные силы. Это совершенно другая точка отсчета. Впрочем, не думаю, что Егору Тимуровичу требовались для этого какие-то особые усилия, потому что он по складу характера и ума - ученый и требовательный к себе человек. И все же…
Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ:
Достаточно посмотреть на широту охвата проблем и на количество задействованных источников, чтобы понять - что это не просто книга, а реальное событие в научном мире. Я не думаю, что в литературе последних десяти лет, как экономической, так и исторической, можно отыскать более десятка книг такого объема и написанных на таком масштабном материале. Принципиально важна сама тема и подход к ней - не спекулятивный обзор, а взгляд на основе огромного статистического материала. Сюжет книги можно сформулировать очень просто - является ли Россия уникальной страной? Все страны в чем-то уникальны, в чем-то до боли похожи. Экономика сродни медицине. Анатомия у всех людей одна, но комбинация болезней привязана к каждому человеку, и каждый из-за этого уникален. Книга показывает, как общие тренды истории проявлялись в России, как и что формировало российскую специфику и как это влияет на решения, необходимые для нашего времени.
Опыт свидетельствует о том, что серьезные ученые оказывают влияние на политиков, но только спустя 15-20 лет, в следующем поколении, поскольку политики читают тех, кто их учил. Гайдар - редчайший случай, когда в одном человеке сочетаются и теоретик и выдающийся практик, и конечно, при заинтересованном чтении этой книги влияние ее на действующих политиков будет несомненно. Последняя часть книги обобщает опыт реформ, и предлагается способ практической реализации многих из них, эта книга - не только теоретический труд, но и приглашение к дискуссии. Целый ряд идей автора, непосредственно связанных с реформами текущих лет, находят какое-то практическое выражение. Но эта книга выходит за рамки текущего, она выводит читателя на уровень долгосрочного прогнозирования развития России в современном мире. И поэтому по-настоящему оценят ее политики и теоретики будущего.
Подготовила Любовь Шарий