Развитие финансового сектора, как предпосылка экономического роста
Дата публикации
Среда, 20.03.2002
Авторы
Г. Марченко
Серия
Международная конференция «Экономический рост: после коммунизма» 20-21 марта 2002 г., Москва
В последние годы практически во всех странах СНГ реформирование и развитие финансового сектора экономики рассматривается как одна из важнейших приоритетных государственных задач. В связи с этим, на постсоветском пространстве активизировались работы по совершенствованию и укреплению устойчивости финансовых институтов и повышению доверия населения к финансовому сектору. Однако, в силу разных экономических и политических факторов реформирование финансовых секторов стран СНГ находятся на разных уровнях и этапах.
На данном этапе финансовый сектор Казахстана представлен такими финансовыми институтами как банки, кредитные товарищества, ломбарды, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, страховые организации, накопительные пенсионные фонды, компании по управлению пенсионными активами, брокеры и дилеры рынка ценных бумаг и другие финансовые учреждения.
Банковский сектор является самым большим сегментом финансового сектора Казахстана. В течение нескольких последних лет он претерпел значительные реформы.
Первые законодательные основы реформирования банковской системы были заложены еще в 1990 году, когда был принят Закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР». В 1991 году в связи с реорганизацией государственных отраслевых банков и наделением республиканских отделений Госбанка СССР функциями центральных банков суверенных государств, а также созданием первых коммерческих банков, была сформирована двухуровневая банковская система. С тех пор первый уровень банковской системы Казахстана представлен Национальным Банком Республики Казахстан и его подразделениями в областях, а второй уровень – другими банками. Либерализация рыночных отношений и развитие кредитного дела привели к быстрому росту коммерческих банков. В частности, в 1993 году их насчитывалось более 200.
В апреле 1993 года был принят новый Закон Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан", который определил задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия центрального банка, его роль и место в банковской системе, взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан. В связи с введением в ноябре 1993 года собственной национальной валюты роль Национального Банка Казахстана значительно возросла в плане проведения государственной денежно-кредитной политики и банковского регулирования. Национальный Банк стал уделять большое внимание формированию нормативной и правовой базы функционирования банковской системы, была внедрена нормативная база пруденциального регулирования: установлены минимальные резервные требования для банков, экономические нормативы и приняты положения о размещении части средств банков с иностранным участием во внутренние активы и о классификации ссудного портфеля банками. В ходе реформирования банковской системы многие из этих нормативов претерпели существенные изменения.
Серьезным шагом в реформировании отечественной банковской системы можно назвать принятие 15 февраля 1995 года первой программы реформирования банковской системы, основными задачами которой были максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и приближение функций Национального Банка к классическим функциям центральных банков.
Основным этапом реформирования банковского сектора стало принятие в декабре 1996 года Программы перехода банков второго уровня к международным стандартам деятельности одним из первых в СНГ. Согласно этой программы все действующие банки должны были достичь международных стандартов в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.
В настоящее время в Казахстане работает 43 банка, в том числе 1 межгосударственный банк, 2 государственных банка. В рамках вышеназванной программы 4 банка включены в первую группу, во вторую – 17, признаны достигшими международных стандартов – 11 банков.
Рынок банковских услуг сохраняет привлекательность для иностранных банков. На сегодняшний день в Казахстане работают 16 банков с иностранным участием, доля участия которых в совокупном объеме уставного капитала банковского сектора составляет 17,6% (допустимая норма – 50%).
Совокупный собственный капитал банковской системы достиг 821,6 млн. долл. США. Среди стран СНГ по размеру собственного капитала, приходящегося на один банк, Казахстан лидирует – на один банк приходится по 19 млн. долл. США. Совокупные активы банковской системы Казахстана в настоящее время составляют 5,3 млрд. долл. США. В среднем на один казахстанский банк приходится по 122 млн. долл. США.
На сегодня банковский сектор Казахстана среди стран СНГ международными организациями и рейтинговыми агентствами признан самым реформированным, финансово-устойчивым и динамично развивающимся. Более того, в Казахстане успешно функционирует система страхования срочных депозитов, создана надежная платежная система, которая максимально приближена к международным стандартам и отвечает всем требованиям, предъявляемым к системе платежей. На данном этапе близка к завершению программа перехода банков к международным стандартам, усиливается работа в направлении укрепления устойчивости банковского сектора и внедрения консолидированного надзора, системы корпоративного управления и управления рисками в банках второго уровня.
Наряду с развитием банковской системы, ускоренное реформирование страхового рынка остается одной из важных задач государства. Процесс реформирования страхового рынка в Казахстане практически насчитывает 3 года. Поэтому его результаты по сравнению с банковским сектором не так ощутимы, а показатели все еще не соответствует масштабам экономики. Так, по состоянию на конец 2001 года лицензии на право осуществления страховой деятельности имеют 38 страховых организаций, в том числе 2 – с участием государства, 5 – с иностранным участием и одна страховая организация по страхованию жизни. Совокупный размер собственного капитала страховых организаций составляет всего около 34 млн. долл. США, совокупные активы – около 100 млн. долл. США.
В целом, основой создания страхового рынка в Казахстане послужил принятый в июле 1992 года закон о страховании, который определил страхование как вид предпринимательской деятельности, экономические и иные требования для страховых организаций.
Формированию качественно новых страховых отношений способствовало принятие в апреле 1994 года Указа Президента Республики Казахстан об организационно-правовых мерах по формированию и развитию страхового рынка, установившего условие об обязательности лицензирования субъектов страховой деятельности, особенности правового положения государственных страховых организаций и обществ взаимного страхования. Страховым организациям запрещалось осуществлять производственную, торгово-посредническую и иную предпринимательскую деятельность, не связанную со страхованием. Для государственного регулирования страховой деятельности в составе Министерства финансов Республики Казахстан был создан Департамент страхового надзора.
В целях дальнейшего развития рынка страховых услуг в октябре 1995 года был принят новый нормативный документ о страховании, которым было предусмотрено разделение страховых организаций на два вида (по общему страхованию и страхованию жизни), новые требования к их лицензированию и финансовой устойчивости (платежеспособности). Осуществление надзора за страховой деятельностью поручалось специальному государственному органу – Государственному страховому надзору.
В связи с реформированием системы государственных органов в 1997 году функции и полномочия Государственного страхового надзора были переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан.
В 1998 году в соответствии с проводимыми мерами по оптимизации органов государственного управления функции и полномочия государственного органа страхового надзора были переданы Национальному Банку Казахстана. В Национальном Банке Казахстана создан Департамент страхового надзора и разработана необходимая нормативная правовая база регулирования страховой деятельности и страхового надзора, которой в прошлые годы не существовало. Практически с этого момента и начался процесс реформирования данного сегмента рынка. В целом, наличие опыта у Национального Банк Казахстана по реформированию национальной банковской системы позитивно отразилось в развитии страховой отрасли в последующие годы.
Новым этапом в развитии страхового дела в Казахстане стало принятие Государственной программы развития страхования в Республике Казахстан на 2000-2002 годы, которая направлена на создание условий для дальнейшего развития системы страхования, формирование современной инфраструктуры страхового рынка и повышение инвестиционной активности страховых организаций.
Важным моментом в развитии страхового рынка Казахстана стало принятие в декабре 2000 года нового закона о страховой деятельности, который максимально соответствует современным требованиям. Он разработан с учетом международных принципов и стандартов организации страховой деятельности и страхового надзора, определяет новые требования, предъявляемые к участникам страхового рынка, обеспечивает создание новой инфраструктуры рынка и защиту интересов страхователей. Предусмотрены качественно новые условия регулирования страховой деятельности, организации работы страховщиков и перестраховщиков.
Основными приоритетами по развитию страхования и страховой деятельности в республике на ближайшие годы являются:
-
обеспечение прозрачности и надежности национального страхового рынка, повышение требований к страховым и перестраховочным организациям (в первую очередь, к уровню их капитализации, финансовой устойчивости и платежеспособности), внедрение международных стандартов регулирования страховой деятельности и надзора за ней;
-
осуществление мер по ускоренному развитию долгосрочного страхования жизни, пенсионного, аннуитетного страхования и иных социально значимых видов страхования, в т.ч. путем отнесения некоторых из них к обязательным видам страхования;
-
уточнение совместно с Правительством перечня и источников финансирования обязательных видов страхования, создание по ним необходимой законодательной базы;
-
дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы по вопросам регулирования страховой деятельности и страхового надзора;
-
активизация работы профессиональных (страховых посредников, актуариев и аудиторов) и иных участников страхового рынка, повышение уровня основных и дополнительных видов услуг, оказываемых на страховом рынке;
-
интеграция страхового рынка в международные схемы страхования и перестрахования.
Кроме того, активно будет проводится разъяснительная работа по повышению страховой культуры населения и коммерческих организаций.
Таким образом, комплексные меры государства в сфере страхования позволят привлечь в ближайшем будущем надежных инвесторов на страховой рынок республики, включая крупные отечественные банки, предприятия и известные иностранные страховые организации, и тем самым, поднять одну из важнейших сфер рыночной экономики – страховую индустрию на новый этап развития.
Еще одним важнейшим сегментом финансового сектора является рынок ценных бумаг. Оценка развития этого сегмента финансового рынка неоднозначна. На фоне мощного рынка государственных ценных бумаг особенно выделяется недостаточность развития рынка корпоративных ценных бумаг. Тем не менее, на данном сегменте рынка в последнее время ощутим существенный сдвиг.
Начальный этап (1991–1994 годы) в развитии фондового рынка Казахстана характеризуется появлением элементов рыночных отношений и началом формирования новых институтов. В этот период была создана Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, государственные предприятия постепенно были преобразованы в акционерные общества, на рынке в основном проводились аукционы по размещению государственных ценных бумаг.
На следующем этапе развития рынка ценных бумаг (1995-1998 годы) была заложена законодательная база фондового рынка и принята первая Программа развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан на 1996–1998 годы, где определены направления дальнейшего развития казахстанского фондового рынка, в основном нацеленные на создание полноценной инфраструктуры казахстанского фондового рынка. К концу 1997 года была практически полностью создана базовая инфраструктура казахстанского рынка ценных бумаг, сформирована система институциональных инвесторов, завершено формирование рынка государственных ценных бумаг, созданы условия и предпосылки для интеграции отечественного рынка ценных бумаг в международную систему финансовых рынков.
На третьем этапе была принята вторая государственная Программа развития рынка ценных бумаг на 1999-2000 годы, направленная на увеличение внутренних сбережений и инвестиций с основным упором на развитие коллективных форм инвестирования и минимизацию зависимости от иностранных спекулятивных инвесторов, внедрение механизмов, стимулирующих выход хозяйствующих субъектов на рынок ценных бумаг для привлечения капитала, развитие систем государственного и негосударственного надзора за соблюдением эмитентами прав и охраняемых законом интересов инвесторов, а также создание действенной системы наказаний за их нарушение.
В целом 1999 год можно рассматривать как год использования ресурсов уже созданной инфраструктуры рынка ценных бумаг и начала перехода к новому этапу развития рынка ценных бумаг Казахстана.
В 2000 году активно и успешно развивался рынок негосударственных облигаций. Так, в 2000 году было зарегистрировано 14 эмиссий негосударственных облигаций эмитентов Республики Казахстан, а общий объем эмиссий негосударственных облигаций достиг 22,8 млрд. тенге (около 160 млн. долл. США).
В течение 2001 года было зарегистрировано 17 эмиссий негосударственных облигаций на сумму 28,5 млрд. тенге (около 194 млн. долл. США), из которых к концу прошлого года 14 облигаций эмитентов были включены в официальные списки KASE.
Приоритетными направлениями развития казахстанского рынка ценных бумаг будут дальнейшее расширение возможностей инвестирования на казахстанском рынке ценных бумаг, повышение инвестиционного качества и инвестиционной привлекательности казахстанских акций и негосударственных облигаций, создание механизмов привлечения сбережений населения в реальную экономику через коллективные формы инвестирования, развитие двухуровневой системы контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.д.
Уникальным событием в развитии финансового рынка Казахстана можно назвать реализацию пенсионной реформы с учетом рыночных принципов. В январе 1998 года Казахстан, первым из стран СНГ и Балтии, начал реализацию пенсионной реформы, в результате которой появилась трехуровневая пенсионная система (солидарная, накопительная и добровольная).
В соответствии с действующим пенсионным законодательством наряду с накопительной пенсионной системой сохраняется и солидарная система. Обязательные пенсионные взносы в солидарную систему включены в единый социальный налог, удерживаемый у работодателей из фонда оплаты труда. Солидарная система обеспечивает пенсионное обеспечение состоявшихся пенсионеров, и в будущем будет обеспечивать пенсии работникам, наработавшим стаж при солидарной системе. При этом, размер государственных пенсий гражданам вышедшим на пенсию после начала реформы, будет сокращаться пропорционально количеству лет их возможного участия в накопительной пенсионной системе. Пенсия, получаемая из накопительной системы, впоследствии станет основной пенсией.
В накопительной системе пенсионного обеспечения каждый гражданин копит свою пенсию индивидуально, отчисляя пенсионные взносы со своего дохода (10% от дохода подлежащего выплате в виде оплаты труда). Накопленные пенсионные сбережения являются собственностью вкладчиков и не зависят от количества работающих в момент выхода на пенсию, как в солидарной системе. Таким образом, при выходе на пенсию накопленные сбережения выплачиваются вкладчикам с их индивидуальных пенсионных счетов. Более того, на пенсионные взносы начисляются проценты (инвестиционный доход), которые обеспечивают более быстрый рост пенсионных накоплений и их защиту от инфляции.
В пенсионной системе также предусмотрено понятие добровольных взносов, за счет которых может формироваться дополнительная пенсия, которая складывается из добровольных взносов работающих и работодателей только в накопительных пенсионных фондах. Для добровольных взносов существует необлагаемый налогом минимум, который установлен в пределах 10 минимальных расчетных показателей. Таким образом, каждому гражданину предоставляется возможность увеличить свое пенсионное обеспечение. При этом действует принцип «EET” – пенсионные деньги подлежат налогообложению только при осуществлении выплат.
За 4 года и 2 месяца функционирования накопительной пенсионной системы общий объем пенсионных активов достиг 193,6 млрд. тенге (1,27 млрд. долл. США). В целом, пенсионные активы могут размещаться как во внутренние (государственные ценные бумаги, муниципальные облигации, депозиты банков, ценные бумаги отечественных предприятий, облигации Банка Развития Казахстана, ипотечные облигации), так и во внешние инструменты (ценные бумаги международных финансовых организаций и иностранных предприятий, имеющие рейтинг не ниже АА/Аа). В настоящее время основная часть пенсионных активов (около 92%) размещена во внутренние финансовые инструменты и инвестирована в ценные бумаги казахстанских эмитентов.
Если в целом обобщить достигнутые результаты в финансовом секторе Казахстан, то можно отметить основные отличия казахстанской реформы финансового сектора от проводимых реформ в других странах СНГ.
Прежде всего, в Казахстане реформа охватила буквально все сегменты финансового сектора: банковскую систему, рынок ценных бумаг, страховой рынок и пенсионную систему. При этом, казахстанская реформа отличается концептуально и методологически. Например, пенсионная система и система защиты вкладов населения Казахстана отличаются от существующих ныне пенсионных систем и механизмов гарантирования вкладов в других странах СНГ.
Структура финансового сектора Казахстана по сравнению с другими странами СНГ имеет свои некоторые специфические различия. В частности, в плане регулирования деятельности финансовых институтов Казахстан на перспективу выбрал модель, при которой все участники финансовой системы будут регулироваться одним независимым государственным органом. Объединение в начале июля 2001 года двух регуляторных органов за финансовыми институтами Национального Банка Казахстана и Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам уже дало возможность Национальному Банку Казахстана осуществлять надзор почти за всеми участниками рынка в рамках всей финансовой системы. Следующим шагом в осуществлении структурных реформ в развитии финансового рынка и совершенствовании механизма государственного управления в финансовой системе Казахстана станет создание единого органа, регулирующего участников финансового рынка. Как показывает мировая практика, такая схема более эффективна для развития финансового сектора, совершенствования финансовых инструментов и улучшения качества финансового посредничества. Хотя в целом, финансовая система Казахстана пока невелика, реально уже появились конгломераты, контролируемые крупными банками, и надо координировать надзор за всеми сегментами. Поэтому к условиям развития финансового сектора Казахстана вышеназванная модель более применима.
В прошлом году в Казахстане создан Национальный Фонд Республики Казахстан, целью которого является формирование накоплений государства (сберегательная функция), а также снижение зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен (стабилизационная функция). Все активы Фонда размещены в иностранные ценные бумаги (40% - Северная Америка, 40% - Европа, 20% - Дальний Восток), которые являются наиболее ликвидными и надежными инструментами. За год общий объем активов Фонда превысил 1,25 млрд. долл. США. Фонд занимает важное место в экономике Казахстана и его активы составляют около одной трети золотовалютных резервов страны и около 6% ВВП Казахстана. Он имеет важное стратегическое назначение и его средства не могут использоваться для кредитования частных или государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств.
Кроме того, у нас активно осуществляется реформирование страхового сектора и приняты принципиально новые законодательные и нормативные правовые акты, тогда как большинство стран СНГ пока не начало сотрудничество с Международной Ассоциацией Органов Страхового Надзора (IAIS).
В Казахстане также успешно проводятся реформы в социальной сфере. Например, новая пенсионная система была внедрена за очень короткий срок и сейчас работает достаточно эффективно, тогда как в других странах СНГ аналогичной эффективной модели пока не существует. Более того, осуществляются меры по внедрению системы социального страхования, которая учитывает рыночные принципы и позволит использовать потенциал страхового рынка.
Отмечая основные этапы и особенности проводимых реформ, стоить подчеркнуть, что значительные капиталы из внутренних источников поступили именно благодаря последовательным и эффективным мерам государства по развитию финансового сектора экономики. В частности, за последние 2 года депозиты резидентов в банковском секторе увеличились почти в 3 раза и достигли 3 млрд. долл. США или 13,5% ВВП, из них 255 млн. долл. США поступило в результате проведенной акции по легализации в июне-июле 2001 года. Объем пенсионных накоплений, которые потенциально являются долгосрочными ресурсами для важнейших экономических проектов, достиг 6% ВВП. Объем корпоративных ценных бумаг в обращении, которые обеспечивают немалую часть оборотных средств предприятий реального сектора, достигли 20,4% ВВП.
Важно отметить, что только за 2001 год общий объем аккумулированных средств финансовым сектором Казахстана (банками, страховыми организациями и накопительными пенсионными фондами) составил 1,6 млрд. долл. США. Если учитывать, что за 9 месяцев 2001 года чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 1,9 млрд. долл. США, то накопленная сумма финансовым сектором из внутренних источников является значительной. При этом диверсификация банковских кредитов и ПИИ по секторам экономики несколько отличается. Так, основная часть банковских кредитов размещена в такие отрасли и сферы экономики, как промышленность (35,5%), торговля (29,2%), сельское хозяйство (10%), тогда как ПИИ преимущественно направлены в горнодобывающую промышленность (более 77%), операции с недвижимым имуществом, аренду и услугам предприятий (около 12%), транспорт и связь (около 3%). Сохранение позитивной тенденции роста капиталов из внутренних источников способствует правильной диверсификации экономики и снижению зависимости от цен на сырье.
При этом, несмотря на рост иностранных инвестиций, их доля в структуре инвестиций в капитальное строительство постепенно снижается (за последние 3 года – с 42,9% до 30,2%). Основным источником финансирования капитального строительства остаются собственные средства предприятий и организаций, доля которых в общем объеме инвестиций за последние 3 года выросла с 46,9% до 58,4%. В целом, за последние 3 года отношение инвестиций в капитальное строительство к ВВП выросло с 12% до 17%.
В дальнейшем, активизация субъектов страхового рынка и реализация программы «голубые фишки» путем продажи части акций национальных компаний на фондовом рынке также обеспечат дополнительные капиталы из внутренних источников.
Таким образом, сейчас Казахстан, по сравнению с другими странами СНГ, успел создать более прозрачную и защищенную от вмешательства государства финансовую систему. В дальнейшем меры государства будут направлены на укрепление финансового сектора страны, улучшение макроэкономических условий для роста производства и стимулирование притока капитала в экономический оборот. Это позволит наращивать темпы экономического роста, способствует решению многих социальных проблем и улучшению жизни населения Казахстана.
См. также:
Сборник материалов конференции опубликован в серии "Научные труды ИЭПП" № 40.
Полная версия
Читать / Скачать