Политические и правовые источники инвестиционны рисков в Российских регионах
Дата публикации
Четверг, 21.03.2002
Авторы
К. Яновский
Серия
Международная конференция «Экономический рост: после коммунизма» 20-21 марта 2002 г., Москва
В докладе рассматриваются различные подходы к определению источников политических и правовых инвестиционных рисков, а также соответствующих факторов экономического роста. Подход, основанный на выделении лишь экономических свобод и гарантий собственности предлагается расширить за счет включения показателей, отражающих ситуацию с базовыми правами, связанными, прежде всего, с гарантиями неприкосновенности личности, а также спроса населения на эти институты.
"...религиозная свобода; свобода личности и свобода печати под защитой
принципа Habeas Corpus; суд свободно избираемых присяжных.
Эти принципы образуют яркое созвездие, которое ...
Направляло нас в эпоху революции и преобразований"
Т.Джефферсон, из инаугурационной речи 4 марта 1801 года
Аннотация
В докладе рассматриваются различные подходы к определению источников политических и правовых инвестиционных рисков, а также соответствующих факторов экономического роста. Подход, основанный на выделении лишь экономических свобод и гарантий собственности предлагается расширить за счет включения показателей, отражающих ситуацию с базовыми правами, связанными, прежде всего, с гарантиями неприкосновенности личности, а также спроса населения на эти институты.
Проблема
В значимость для процветания принятия и исполнения разумных законов задолго до Адама Смита, выдвинувшего их наличие в качестве условия экономического роста, верили еще древние евреи и древние греки.
Учет при принятии инвестиционных решений любого уровня (от расходов на получение высшего образования до разработки крупного месторождения) рисков, связанных с угрозами личной безопасности инвестора представляется вполне очевидным. Более того, отказ от такого учета лишает смысла ключевое допущение экономической теории о рациональности субъекта, принимающего решения.
Работа над формализованным описанием региональных особенностей политической и правовой культуры и институтов России, а также определением ключевых факторов, влияющих на направление и темпы экономического развития российских регионов показала важность учета таких рисков и позволила найти ряд наборов данных, иллюстрирующих важность учета наряду с угрозами частной собственности (барьеры на перемещение товаров, государственное регулирование цен) также факторов, влияющих на ситуацию с базовыми правами (неприкосновенность личности, свобода слова). Указанные факторы не только обеспечивают саму минимальную возможность частным лицам использовать свою собственность по своему усмотрению, но также обеспечивают необходимую для современной экономики прозрачность. Их вполне возможно рассматривать как расширеня неприкосновенности и безопасности личности (даже той, которая проповедует "неправильные взгляды", исповедует "неправильную" религию).
Устойчивость и укорененность гарантий базовых прав, в свою очередь, зависят от спроса на эти институты населения и формируемых в результате выборов региональных элит. Для оценки такого спроса использовались данные электоральной статистики (выборы в Государственную Думу в 1993-99 гг).
Литература
Существует весьма обширная литература, посвященная инвестиционным рискам (смотри, в частности, обзор Подколзиной, 1996). При этом предлагаемые и используемые методики основаны с одной стороны на объективных данных экономической статистики, отчасти вполне релевантных (так уровень инфляции, в определенных диапазонах, близких к гиперинфляции, может использоваться для оценки опасности политических потрясений; еще более косвенным идикатором является дефицит бюджета). С другой же - на многочисленный и весьма субъективных оценках политических рисков, даваемых экспертами.
Политические факторы экономического роста и непосредственно связанные с политическим выбором институциональные факторы анализируются в весьма обширной литературе. Прежде всего, необходимо выделить "The Rise and decline of nations", Манкура Олсона, обяснявшего экономический рост (инверсно) через условия, способствующие росту распределительных коалиций и групп специальных интересов, а также работы Д.Норта (к примеру North, 1990). Однако указанные выше базовые права в них не акцентируются (возможно, в силу естественной для англосаксонских стран "привычки", отношению как к чему-то само собой разумеющемуся).
Целый ряд работ, посвященных влиянию институциональных факторов на условия экономического роста указывает на значимую положительную связь между уровнем экономической свободы (оцениваемой, правда, также с использованием изрядного числа экспертных оценок) и экономическим ростом - смотри, в частности, Gwartney, Lawson (2000); Gwartney, Holcombe, Lawson (1998), Wu, Davis (1999). При этом они либо не рассматривают права, не касающиеся формально гарантий частной собственности либо, как последние авторы напрямую противопоставляют экономические свободы "политическим" (демократические права), как бы подразумевая отсутствие каких-либо иных заслуживающих внимания прав. Единственное, хотя и весомое исключение - последняя опубликованная книга М.Олсона (Olson, 2000). В ней однако приводятся аргументы лишь на качественном уровне.
В быстро ставшей известном труде Кутера (Cooter, 2000) также как и у Олсона подчеркивается самостоятельная ценность и важность базовых прав (свободы слова, например). Однако они интерпретируются просто как некое дополнительное благо, чьи значения можно сравнивать и ранжировать (используя в принципе тот же ординалистский подход к оценке полезности. Который принят в микроэкономике).
Наиболее близкая к данной работе методически, а также по намерению количественно оценивать ценность ряда институтов (в том числе, законодательства и судебных практик с помощью опросов предпринимателей и статистики) является книга Питера Мюррела (Murrell, 2001), а также ряд разработок иных авторов, сотрудничающих в основанном Олсоном Центре Институциональных реформ и неформального сектора Мэрилэндского университета (IRIS). Однако она также уделяет внимание практикам хозяйственных споров и реализации хозяйственного права.
Сепарация "политических" прав от экономических, от гарантий частной собственности, отказ от учета (по крайней мере в исследованиях, использующих формализованный количественный анализ) гарантий базовых прав является, таким образом, недостатком весьма обширной литературы, посвященной политическим и правовым рискам инвестиций и институциональным факторам экономического роста.
Данные
Для анализа привлекались данные судебной статистики (с разбивкой по регионам) за 1999-2000 год, формализованные данные о работе независимых СМИ и правозащитных организаций в регионах России, региональное законодательство, правоприменительные практики, а также данные о стабильности политической власти и отраженныхв СМИ конфликтах между властями различных уровней.
Объясняемые переменные боались из стандартных сборников официальной экономической статистики.
Из анализа исключена Чечня, Ингушетия, а также автономные округа, поскольку по ним отсутствует необходимый для анализа набор данных (прежде всего, экономической и судебной статистики).
Модели
1. Первоначально анализировались политические и правовые факторы экономического роста. В связи с проблемами адекватности официальных статистических данных по динамике Валовых региональных продуктов использовались косвенные показатели, характеризующие благосостояния населения и регистрируемые относительно надежно (например, численность автомобилей на тысячу населения). В качестве объясняемых переменных использовались:
судебная статистика по жалобам на незаконный арест, отмене приговоров судов первой инстанции (районных);
данные о деятельности правозащитных организаций (наличие web-страниц и общественныъ приемных, наличие выигранных в судах дел, наличие в регионе сети правозащитных организаций);
данные о наличии некоммунистических оппозиционных СМИ (обвиняющих региональные власти в недееспособности, уголовных преступлениях и аморальных действиях);
данные о стабильности власти губернатора;
данные о наличии ограничений на перемещение товаров через границы регионов;
данные о различных способах регулирования цен;
данные о региональных льготах по налогам .
[Подробнее смотри Яновский, Жаворонков, Кочеткова и др., (2001), а также Мау, Яновский (2001)]
Большое количество взаимосвязанных и, в то же время, взаимодополняющих факторов обусловило целесообразность применения факторного анализа и использования полученных главных компонент в линейных регрессиях.
Полученная зависимость имеет вид:
CARcoeff99= 187,9 + 9,1*Fact2 - 14,3*Fact3 + 12,8Fact10 + 48,2*DummBord,
Где:
CARcoeff99 - прирост числа автомобилей на 1000 жителей региона в 1999 году по сравнению с 1991-м;
Fact2 - вторая главная компонента, характеризущая, прежде всего активность правозащитных организаций;
Fact3 - третья главная компонента; она не поддается однозначной интерпретации, в нее с наибольшими весами входят показатели, характеризующие независимость СМИ (с отрицательным знаком), однако с учетом того, что во всем трех уравнениях третья компонента имеет отрицательный знак, роль независимости СМИ оказывает положительное влияние на динамику экономических процессов; ограничение торговых надбавок, уровней рентабельности, которое имеет положительный знак в главной компоненте и, следовательно, отрицательно влияет на параметры экономического развития; отмена приговоров судов кассационными инстанциями также вносит по этой модели отрицательный вклад в экономический рост, что также вполне понятно, если свидетельствует о низкой эффективности действующей в данном регионе судебной системы.
Fact10 - десятая компонента, характеризующая ситуацию с защиту прав личности и наличие индивидуальных налоговых льгот, устанавливаемых решениями исполнительной власти (полседнее, очевидно, плохо интерпретируется при агрегированном общенациональном анализе).
DummBord - дамми переменная на регионы, граничащие с Беларусью и (через море) с Японией (откуда ввозятся импортные автомобили, прежде всего, подержанные).
R2 - 28,8% (до включения в модель дамми-переменной составлял около 21%)
2. На нынешнем этапе исследования анализируется влияние институциональных факторов на показатели инвестиционной активности в частном секторе. В качестве таковы отобраны прямые иностранные инвестиции и число занятых на малых предприятиях. Выбор именно этих показателей связан как с особенностями официальной статистики (это основные показатели, позволяющие выделить предприятия нового, относительно малоконтролируемого местными и региональными властями бизнеса). Контроль региональных властей, каковой они стремятся (и как правило успешно устанавливают) над крупными предприятиями на подконтрольной территории имеет, прежде всего, политический смысл. Побудительные мотивы при принятии инвестиционных решений менеджерами этих предприятий, вероятно, существенно отличны а направления инвестиций смещены по сравнению с выбранными группамипредприятий (хотя это предположение нуждается в проверке). То же, в значительной мере, относится и к исключенными на данном этапе исследований из анализа крупным предприятиям ТЭК, аффилированным с федеральными властями.
Данные судебной статистики за 2000 год, а также включение в модель индикатора спроса населени на институты позволили существенно расширить круг независимых переменных.
SmBempl = 3,66 + 1,50*Fact4 + 0,42*Fact9
Где SmBempl - число занятых на малых предприятиях в регионе;
Fact4 - 4-я главная компонента, в которую с наибольшими весами вошли электоральная статистика (прежде всего - голосование за праволиберальные парти и блоки [Методику формальной классификации партий и блоков смотри Мау, Яновский, Жаворонков, (2001)] ) а также некоторые переменные, отражающие влияние в регионе независимых СМИ;
Fact9 - 9-я главная компонента, в которую с наибольшими весами вошли две переменные, отражающие вынесение приговоров по статьям главы 19 УК "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" и Главы 31 УК "Преступления против правосудия" (в том числе за незаконный арест, фальсификацию доказательств, принуждение к даче показаний и т.д.).
R2 = 0,505.
FOR_DIRINV= 49,1 + 291,8*Dumm_rent + 72,0*Fact4
Где FOR_DIRINV - нормированные по населению прямые иностранные инвестиции за 1996-99 гг.;
Dumm_rent - дамми на регионы нефте и газодобычи.
R2 = 0,182
Выводы и направления дальнейших исследований
Институциональные факторы, в том числе, связанные с гарантиями безопасности (неприкосновенности) личности значимо влияют на инвестиционный климат. Провалы в их обеспечении повышают уровень рисков и снижают стимулы для инвестиций. В особенности, для долгосрочных.
При этом особенно чувствительными к этим параметрам оказываются мелкие фирмы, для которых бремя издержек, связанных с отстаиванием своих естественных прав и законных интересов особенно велико. Существенно меньшую роль играют эти факторы для реализации относительно крупных инвестиционных проектов иностранными инвесторами.
Значимость этих факторов даже на региональном уровне при том, что основные гарантии базовых прав закладываются на национальном (федеральном) уровне делают актуальным и интересным сравнительные международные исследования.
В ходе дальнейших исследований на данных по российским регионам полезно проанализировать инвестиционную активность крупных и средних отечественных предприятий.
Библиография
"Политическо-экономические проблемы российских регионов" Яновский К.Э., Жаворонков С.В., Кочеткова О.В., Мажуга А.Ю.,Черный Д.А.; Пьер-Марсель Дежардин, Поль Хобсон, Дональд Савой, 2001, Москва, ИЭПП,
В.Мау, К.Яновский "Политические и правовые факторы экономического роста в российских регионах", "Вопросы экономики", 11, 2001, Москва.
В.Мау, К.Яновский, С.Жаворонков, Д.Черный "Результаты выборов, как показатель спроса на институты на примере голосований в течение первого послереволюционного десятилетия в странах с переходной экономикой и молодой демократией", 2001, Москва, ИЭПП
Подколзина И.А. "Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зарубежных исследованиях" Вестник Московского Университета. Сер.12, Политические науки, 1996, №5, стр.1933.
Robert D. Cooter "The strategic Constitution", 2000, Princeton University Press, NJ
James Gwartney, Randall Holcombe, Robert Lawson "The Scope of Government and the Wealth of the Nations" Cato Jornal, Vol. 18, No 2, pp. 163-190 (1998)
James Gwartney, Robert Lawson "Economic Freedom of the World", 2000 Annual report
James Gwartney, Robert Lawson "Measuring Economic Freedom", 1997 "Cato Journal"
Murrell P., "Assessing the value of law in the transition countries", 2001, Michigan University Press
Douglass C. North "Institutions, institutional change and economic performance", 1990, Cambridge University Press
Olson, M., "Power and Prosperity", 2000, New York "Basic Books"
Olson, M., "The Rise and decline of nations", 1982, Yale University Press
Wenbo Wu, Otto A. Davis "The two freedoms, economic growth and development: An empirical study Public Choice 100: 39-64, 1999, Kluwer Academic Publishers
Доклад подготовлен по материалам работ, выполненных в рамка проектов CEPRA (экономико-политических региональных исследований) при поддержке Ассоциации университетов и колледжей Канады
См. также:
Сборник материалов конференции опубликован в серии "Научные труды ИЭПП" № 40.
Полная версия
Читать / Скачать