Конкуренция в российской промышленности (1995-2002 гг.)

Дата публикации
Воскресенье, 25.05.2003

Авторы
С. Цухло

Серия
АМР США

Аннотация
Поводом для подготовки этого материала стало стечение нескольких обстоятельств. Во-первых, актуальность проблем конкуренции в условиях переходной российской экономики признана всеми заинтересованными сторонами (государство, производители, аналитики). Во-вторых, отсутствие регулярного статистического мониторинга уровня конкуренции в российской промышленности лишает дискуссии о необходимости защиты отечественных производителей или споры по поводу импортозамещения привычных в экономике количественных аргументов. Экспертные мнения или фрагментарные оценки вряд ли смогут заменить сводные статистические данные. Финансовый кризис 1998 г. продемонстрировал недостаточность традиционных способов измерения конкуренции, которые оказались не в состоянии быстро и надежно отследить последствия этого важнейшего в новейшей экономической истории России события. В-третьих, опыт ежемесячных опросов руководителей промышленных предприятий показал, что опросный подход позволяет получать данные о процессах и явлениях, которые не могут быть собраны через статистическую отчетность.

Содержание

Предисловие 3
1. Проблемы измерения конкуренции 4
1.1 Статистические методы измерения конкуренции 4
1.2 Опросные методы измерения конкуренции 10
2. Оценка потенциала конъюнктурных опросов при сборе и анализе данных по проблемам конкуренции 11
2.1 Характеристика конъюнктурных опросов 11
2.2 Новые возможности мониторинга конкуренции на основе конъюнктурных опросов 16
3. Методика построения оценок конкуренции на основе опросов 19
3.1 Анкетные вопросы мониторинга конкуренции ИЭПП 19
3.2 Макроиндикаторы конкуренции 21
3.3 Приемы микроэкономического анализа конкуренции 22
4. Оценка уровня конкуренции на рынках сбыта российских промышленных предприятий в 1995-2002 г. 24
4.1 Конкурентные рынки в российской промышленности 25
4.2 Динамика уровня конкуренции на всех рынках сбыта 29
4.3 Динамика уровня конкуренции на конкурентных рынках сбыта 33
4.4 Соотношение конкуренций на микроуровне 38
4.5 Формирование конкурентной среды в российской промышленности 48
5. Влияние конкуренции на российские промышленные предприятия 66
5.1 Влияние конкуренции на себестоимость и цены 66
5.2 Влияние конкуренции на занятость и выпуск 73
5. Выводы и предложения 79
6. Библиография 84
Приложение 1. Анкета конъюнктурного опроса ИЭПП 86

Примечания

По результатам этого исследования опубликована работа в серии "Научные труды ИЭПП" № 57

Полная версия
/files/text/usaid/tsu-text.zip

Перейти к другим выпускам