Россия переходит на новую модель экономического роста
Дата публикации
Среда, 07.04.2004
Авторы
Егор Гайдар Ольга Киселева
Серия
Бюро правовой информации, Пресс-конференция
Аннотация
Успешное экономическое развитие России в сложных экономических условиях (постоянный рост цен на сырьевые ресурсы!) позволяет надеяться, что страна, наконец-то, перейдет от восстановительного роста к инвестиционному. Надежды имеют шансы стать рреальностью, если президент будет действовать эффективно и быстро. Так считает бывший политик, а ныне директор Института экономики переходного периода (ИЭПП) Егор Гайдар.
В 2003 году, без сомнения, в экономическом развитии страны произошел перелом. Начав свое выступление с констатации этого факта, Гайдар кратко остановился на тех факторах, которые определяли характер российской экономической политики в прошлом году. Прежде всего, выступающий отметил, что повышение темпов роста, впервые с 2000 года, стало главным обстоятельством, повлекшим за собой резкий рост инвестиций. Далее следовало указание на исключительно благоприятную экономическую конъюнктуру, связанную со стабильно высокими ценами на основные продукты российского экспорта, несмотря на политические колебания в мире.
Третьим фактором, предопределившим успех 2003 года, директор ИЭПП назвал, как это ни странно звучит, обострение политической борьбы, которая развернулась на фоне благоприятной экономической ситуации и способствовала «сближению основных социальных групп».
Неоднократно подчеркнув свою осторожность в прогнозах перехода России на новую модель экономического роста, Гайдар обусловил их реальность способностью власти довести до успешного конца административную реформу и структурные преобразования, а для этого президент – такой вывод напрашивался из сказанного – должен в полной мере осознать отведенные ему обстоятельствами сроки. «Президент сейчас обладает беспрецедентной свободой политического маневра, несопоставимого с той, что была в начале первого президентского срока, - заметил Гайдар и сразу предупредил, что это сравнительно короткий срок, в котором огромное значение имеют первые 100 дней, когда «президент может сделать очень много, но за очень короткое время».
По мнению Гайдара, первые из реформ, которые будут, по всей видимости проведены, проведены - это реформы в налоговой области, на основе того, что было наработано, что делалось раньше. Все выбранные приоритеты разумны, считает он. Если в первый срок президентства основной упор был сделан на налоговые реформы, то сейчас пора переходить к реформе системы бюджетных расходов. Научившись более или менее прилично перечислять налоги, считает Гайдар, мы по-прежнему не знаем, как, сколько и каким образом тратятся бюджетные деньги.
Отметив, что есть реформы простые, для которых ничего, кроме политической воли, особо и не требуется, а есть очень сложные («технически сложные»), например, финансирование медицины, которое упирается в согласование системы медстраха, региональных и федеральных финансов, Гайдар признался, что, по его ощущениям, с простыми реформами у нас хорошо, а вот со сложными не очень. Особенно на фоне смены правительства - «мы начинаем терять время».
Постоянное употребление местоимения «мы» создавало впечатление абсолютной причастности ко всему, что происходит в экономической жизни страны, и определенной ответственности за все экономические преобразования. Выступающий регулярно напоминал о том, что нынешняя экономическая деятельность властей опирается на теоретические и практические наработки, сделанные предшественниками.
Неудивительно, что анализ нередко походил на советы совсем не постороннего человека. Так, например, руководитель ИЭПП сообщил, что правительство имеет резерв для увеличения налоговой нагрузки на компании нефтяной отрасли, учитывая снижение единого социального налога. Сославшись на проведенные его институтом исследования нефтяной отрасли, он заметил, что развитие этой отрасли не пострадает, если из нее ежегодно дополнительно изымать от 90 до 120 млрд. рублей. При этом, правда, была сделана оговорка, что цены на нефть будут сохраняться на уровне $22 за баррель. По словам директора ИЭПП, это вполне реально и возможно, если учесть предложения правительства, направленные на снижение ЕСН, просто действовать надо смелее.
В связи с этим он кстати напомнил, что в течение прошлого президентского срока была осуществлена реформа рентных отношений, благодаря которой, считает Гайдар, в бюджет ежегодно поступают 8 млрд. долл.
Успех реформ электроэнергетики, не вызывающих по своему содержанию какой-то принципиальной критики, опять-таки, по мнению Гайдара, зависят от темпов их проведения: «вопрос упирается в сроки: либо они должны заработать в 2006 году, либо окажутся отодвинутыми к 2009 году».
Законопроекты социального блока, такие как реструктуризация системы здравоохранения, пенсионная реформа, модернизация системы медицинского страхования и некоторые другие, «пробуксовывают» на уровне согласований. По его словам, для них характерен процесс очень сложного, «деликатного» согласования с регионами. Вместе с тем, по словам Гайдара, необходимо, чтобы на определенном этапе кто-то принял окончательное решение, а «этого делать никто не хочет». Что касается самого процесса реформ, то здесь, по мнению руководителя ИЭПП, имеются основания для критики. Так например, более осторожного обращения требует пенсионная реформа. «Есть конструкции, которые лучше не трясти, - заметил Гайдар, - сейчас сформирован некий остов пенсионной системы, действие отдельных составляющих этой системы можно приостановить, можно дополнить какими-то правами, но отнимать те права, что были даны раньше неразумно».
На просьбу журналистов прокомментировать недавно поставленную президентом задачу снижения доли бедных в России директор ИЭПП заметил, что при благоприятной экономической конъюнктуре это вполне возможно, правда, при этом «следует уточнить, кого считать бедным". Одним из средств для решения проблемы, по мнению Гайдара, могла бы стать замена категориальных льгот и адресными, хотя к перспективам действительного применения такой меры он отнесся скептически. Пояснив, что категориальные льготы - это льготы для всех пенсионеров, а адресные - только для пенсионеров, имеющих определенный уровень дохода, Гайдар признался, что, в целом, это задача очень сложная («попробуйте провести через правительство отмену категориальных северных льгот с перераспределением средств для бедных, проживающих в других регионах»).
Завершая свой комментарий относительно деятельности правительства и президента в социальной сфере, Гайдар заметил, что в отличие от задачи удвоения ВВП ставить такие задачи совсем не вредно, а очевидные шаги, которые можно сделать в этом направлении, уж точно никому не повредят»
Успешное экономическое развитие России в сложных экономических условиях (постоянный рост цен на сырьевые ресурсы!) позволяет надеяться, что страна, наконец-то, перейдет от восстановительного роста к инвестиционному. Надежды имеют шансы стать рреальностью, если президент будет действовать эффективно и быстро. Так считает бывший политик, а ныне директор Института экономики переходного периода (ИЭПП) Егор Гайдар.
В 2003 году, без сомнения, в экономическом развитии страны произошел перелом. Начав свое выступление с констатации этого факта, Гайдар кратко остановился на тех факторах, которые определяли характер российской экономической политики в прошлом году. Прежде всего, выступающий отметил, что повышение темпов роста, впервые с 2000 года, стало главным обстоятельством, повлекшим за собой резкий рост инвестиций. Далее следовало указание на исключительно благоприятную экономическую конъюнктуру, связанную со стабильно высокими ценами на основные продукты российского экспорта, несмотря на политические колебания в мире.
Третьим фактором, предопределившим успех 2003 года, директор ИЭПП назвал, как это ни странно звучит, обострение политической борьбы, которая развернулась на фоне благоприятной экономической ситуации и способствовала «сближению основных социальных групп».
Неоднократно подчеркнув свою осторожность в прогнозах перехода России на новую модель экономического роста, Гайдар обусловил их реальность способностью власти довести до успешного конца административную реформу и структурные преобразования, а для этого президент – такой вывод напрашивался из сказанного – должен в полной мере осознать отведенные ему обстоятельствами сроки. «Президент сейчас обладает беспрецедентной свободой политического маневра, несопоставимого с той, что была в начале первого президентского срока, - заметил Гайдар и сразу предупредил, что это сравнительно короткий срок, в котором огромное значение имеют первые 100 дней, когда «президент может сделать очень много, но за очень короткое время».
По мнению Гайдара, первые из реформ, которые будут, по всей видимости проведены, проведены - это реформы в налоговой области, на основе того, что было наработано, что делалось раньше. Все выбранные приоритеты разумны, считает он. Если в первый срок президентства основной упор был сделан на налоговые реформы, то сейчас пора переходить к реформе системы бюджетных расходов. Научившись более или менее прилично перечислять налоги, считает Гайдар, мы по-прежнему не знаем, как, сколько и каким образом тратятся бюджетные деньги.
Отметив, что есть реформы простые, для которых ничего, кроме политической воли, особо и не требуется, а есть очень сложные («технически сложные»), например, финансирование медицины, которое упирается в согласование системы медстраха, региональных и федеральных финансов, Гайдар признался, что, по его ощущениям, с простыми реформами у нас хорошо, а вот со сложными не очень. Особенно на фоне смены правительства - «мы начинаем терять время».
Постоянное употребление местоимения «мы» создавало впечатление абсолютной причастности ко всему, что происходит в экономической жизни страны, и определенной ответственности за все экономические преобразования. Выступающий регулярно напоминал о том, что нынешняя экономическая деятельность властей опирается на теоретические и практические наработки, сделанные предшественниками.
Неудивительно, что анализ нередко походил на советы совсем не постороннего человека. Так, например, руководитель ИЭПП сообщил, что правительство имеет резерв для увеличения налоговой нагрузки на компании нефтяной отрасли, учитывая снижение единого социального налога. Сославшись на проведенные его институтом исследования нефтяной отрасли, он заметил, что развитие этой отрасли не пострадает, если из нее ежегодно дополнительно изымать от 90 до 120 млрд. рублей. При этом, правда, была сделана оговорка, что цены на нефть будут сохраняться на уровне $22 за баррель. По словам директора ИЭПП, это вполне реально и возможно, если учесть предложения правительства, направленные на снижение ЕСН, просто действовать надо смелее.
В связи с этим он кстати напомнил, что в течение прошлого президентского срока была осуществлена реформа рентных отношений, благодаря которой, считает Гайдар, в бюджет ежегодно поступают 8 млрд. долл.
Успех реформ электроэнергетики, не вызывающих по своему содержанию какой-то принципиальной критики, опять-таки, по мнению Гайдара, зависят от темпов их проведения: «вопрос упирается в сроки: либо они должны заработать в 2006 году, либо окажутся отодвинутыми к 2009 году».
Законопроекты социального блока, такие как реструктуризация системы здравоохранения, пенсионная реформа, модернизация системы медицинского страхования и некоторые другие, «пробуксовывают» на уровне согласований. По его словам, для них характерен процесс очень сложного, «деликатного» согласования с регионами. Вместе с тем, по словам Гайдара, необходимо, чтобы на определенном этапе кто-то принял окончательное решение, а «этого делать никто не хочет». Что касается самого процесса реформ, то здесь, по мнению руководителя ИЭПП, имеются основания для критики. Так например, более осторожного обращения требует пенсионная реформа. «Есть конструкции, которые лучше не трясти, - заметил Гайдар, - сейчас сформирован некий остов пенсионной системы, действие отдельных составляющих этой системы можно приостановить, можно дополнить какими-то правами, но отнимать те права, что были даны раньше неразумно».
На просьбу журналистов прокомментировать недавно поставленную президентом задачу снижения доли бедных в России директор ИЭПП заметил, что при благоприятной экономической конъюнктуре это вполне возможно, правда, при этом «следует уточнить, кого считать бедным". Одним из средств для решения проблемы, по мнению Гайдара, могла бы стать замена категориальных льгот и адресными, хотя к перспективам действительного применения такой меры он отнесся скептически. Пояснив, что категориальные льготы - это льготы для всех пенсионеров, а адресные - только для пенсионеров, имеющих определенный уровень дохода, Гайдар признался, что, в целом, это задача очень сложная («попробуйте провести через правительство отмену категориальных северных льгот с перераспределением средств для бедных, проживающих в других регионах»).
Завершая свой комментарий относительно деятельности правительства и президента в социальной сфере, Гайдар заметил, что в отличие от задачи удвоения ВВП ставить такие задачи совсем не вредно, а очевидные шаги, которые можно сделать в этом направлении, уж точно никому не повредят»