Из 200 миллиардов рублей, выделенных на оборонный заказ, до предприятий дошла лишь половина

Дата публикации
Пятница, 19.06.2009

Авторы
Павел Захаров

Серия
Dailyonline, 17.06.2009

Аннотация
В этом году министерство обороны выделило на оборонзаказ 200 миллиардов рублей, однако до многих предприятий деньги так и не дошли. Об этом на пресс-конференции 17 июня сообщил замминистра обороны Владимир Поповкин. В сложившейся ситуации предприятиям отрасли предлагается оптимизировать расходы и закупать подешевевшее оборудование за рубежом.

Содержание
«Поддержка предприятий оборонительного комплекса – не самоцель»

В результате кризиса и сокращения бюджетных расходов Минобороны вынуждено было урезать расходы на ремонт, закупку запчастей и научно-исследовательские работы, сообщил Поповкин. Приоритет был отдан закупкам новой техники. Более полутора тысяч запланированных заказов пришлось изменить – либо уменьшить объем финансирования, либо просто от них отказаться. В основном, по словам Поповкина, это касалось заказов, направленных на «поддержку отдельных предприятий».

«Гособоронзаказ в первую очередь – это не поддержка предприятий оборонно-промышленного комплекса. В первую очередь он предназначен для закупок новейшего вооружения и военной техники для вооруженных сил. Путем этого, конечно, идет и поддержка – но это у нас не самоцель», — пояснил замминистра обороны.

Как бы то ни было, по словам Поповкина, с начала года Минобороны уже получило 8 самолетов Су-27 СН, 12 самолетов МиГ-29, 12 противорадиолокационных ракет, одну ракету-носитель «Союз», два космических аппарата, три стратегических ракеты, 21 зенитную управляемую ракету, 20 танков, более сотни бронированных машин и около двух тысяч автомобилей.

«По автомобильной технике, будем так говорить, и завод КамАЗ, и Урал, по сути дела, в течение последних месяцев выживали за счет оборонного заказа. Как вы сами понимаете, это градообразующие предприятия. И, я еще раз говорю, мы помощь будем оказывать именно такими методами: нам технику, а мы за это деньги», — объяснил Поповкин.

«Из 200 миллиардов в кооперацию ниже ушло где – то только 100 с лишним»

В ходе пресс-конференции журналисты передали чиновнику Минобороны жалобы руководителей оборонных предприятий на то, что им до сих пор не были перечислены деньги под оборонзаказ этого года. Некоторые сетовали на то, что такого плачевного положения с финансированием не было уже давно. Подобные заявления вызвали у Поповкина «большое удивление».

«Что касается вообще предприятий, у нас уже порядка 5700 контрактов заключено на определенные суммы. Сегодня мы на предприятия промышленности направили, по сути дела, 200 млрд рублей. Это – больше половины гособоронзаказа», — заявил чиновник. Однако, по его признанию, проблема состоит в том, что некоторые директора крупных предприятий, получив средства, не перечисляют деньги «вниз» — т.е. своим заводам-подрядчикам. «Такой процент, к сожалению, очень большой. Из 200 млрд в кооперацию ниже ушло где-то только 100 с лишним», — посетовал Поповкин.

К чрезмерно прижимистым директорам Минобороны обещает применять санкции: их будут заставлять заключать дополнительные соглашения, которые предусматривают штрафы, если деньги «низовым» предприятиям не были перечислили в течение 10 суток после получения аванса. Убеждать несогласных, обещает Поповкин, будут «жестко» — этим займется правительство и Военно-техническая комиссия.

«Мы должны избавиться от целого ряда предприятий, у которых станочный парк еще со времен Второй мировой войны»

Впрочем, по мнению Поповкина, предприятия в большей степени беспокоит не сроки перечисления аванса, а чрезмерно маленький объем оборонзаказа на этот год. Однако у него имеется свое объяснение данной ситуации. Оказывается, в России «единицы предприятий, которые полностью сидят на оборонзаказе». Если же взять в среднем по отрасли, оборонзаказ в прошлом году составлял не более 30%. Еще 30% приходилось на военно-технического сотрудничество (ВТС) с зарубежными странами, и еще столько же — на различные коммерческие заказы.

«И вот в этом году получилось, что военно —техническое сотрудничество «просело», коммерция и народное хозяйство, по сути дело, обнулилось в кризисной ситуации. И осталось 30% оборонзаказа. Но ни один из руководителей не начинает оптимизировать накладные расходы – все просто начинают говорить, что очень мало денег для предприятий», — посетовал представитель минобороны.

И все же нет худа без добра, считает Поповкин. Во время кризиса, который есть сегодня, «мы должны избавиться от целого ряда предприятий» - у кого производственная база безнадежно устарела и «станочный парк еще времен Второй мировой войны». Лучше людям давать пособия по безработице, чем поддерживать вот такие убыточные и неперспективные предприятия, полагают в Минобороны. Потому что, если мы не «очистимся от них» в условиях кризиса, то в условиях экономического роста «мы просто с ними уже не расстанемся».

«А опираясь на такие технологические процессы, которые там, мы никогда нормальной техники не создадим! И сегодня у нас все причины, в том числе и по «Булаве», они технологического характера», - подытожил замминистра.

«Кто будет пытаться сделать то, что они могут, но то, что нам не надо, естественно, мы закупать такого не хотим»

По мнению Поповкина, кризис создал хорошие возможности для закупки «нормального станочного парка» за рубежом – техника и станки сегодня подешевели в 2-2,5 раза «в мировых ценах». А вот купить новое оборудование в России уже не удастся - «к сожалению, мы внутри страны провалились».

«Кто так будет развиваться – тех мы будем поддерживать, — пообещал чиновник. - А кто будет там пытаться сделать то, что они могут, но то, что нам не надо – естественно, мы закупать такого не хотим. Потому что потом этой техникой нам надо будет защищать страну». «А как мы ее будем защищать, если они будет по эффективности, по надежности на порядок ниже того супостата, с которым мы, возможно, будем воевать?» – задается риторическим вопросом замминистра обороны.

«Если нормальный директор – он думает. Если ненормальный, то...»

Поповкин рассказал, что в настоящее время минобороны закладывает в свои контракты уровень прибыли в 15% для предприятий. И у чиновников есть вопросы по поводу того, куда идут эти 15%. «Если даже 5% будут уходить на перевооружение - уже будет неплохо, - считает Поповкин. - Да, сейчас мы немножко просели, но ведь до этого же были и коммерческие заказы. До этого было военно-техническое сотрудничество. Можно же не все только на зарплату и еще куда-то... Нужно же еще и думать о будущем. Если нормальный директор – он думает. Если ненормальный, то...»

За тот год, что замминистра обороны находится на своей должности, ему довелось посетить такие предприятия, на которые «просто страшно зайти». «И приезжаешь на Запад и заходишь на такие же предприятия, выпускающие аналогичную продукцию – ну небо и земля!» - досадовал чиновник. В то же время, по его словам, есть и в России хорошие заводы: КНААПО, «Северная верфь» в Питере, «Янтарь» в Калининграде.

«Там, где руководство понимает, и пришло не на день – там и работы другие, качество другое, и видно, как развивается предприятие. А есть те, которые покупают станочный парк и потом не знают – куда деть, к сожалению. Это менеджмент. Сегодня для нашей страны одна из больших трудностей – подбор хорошего управленца и высшего звена, руководителей предприятий», - подытожил Владимир Поповкин.

«Несмотря на постоянный рост оборонзаказа, удается добиваться удивительно низкой эффективности в использовании этих средств»

«10 июня наш президент проводил совещание в Горках по проблемам гособоронзаказа. И думаю, что выступление Поповкина – это один из откликов, реакция на замечания и пожелания, высказанные президентом», — считает сотрудник лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода Василий Зацепин.

По его словам, в России насчитывается около 1200-1300 предприятий формально относящихся к военной промышленности, а 10 лет назад их было примерно 1,5-1,6 тысяч. Тогда ставилась задача свести их количество примерно к 500. Она до сих пор она не выполнена: сейчас у нас около 700 лишних предприятий.

«Очень большой у нас оборонно-промышленный комплекс. Слишком много предприятий. В результате они все слабые, и при этом почему-то между ними нет конкуренции. А финансовое положение их устойчиво-плохое. Несмотря на постоянный рост оборонзаказа и военных расходов, удается добиваться удивительно низкой эффективности в использовании этих средств, выделяемых страной на свою оборону», — заявил эксперт DAILYONLINE.

Цены на продукцию ОПК ежегодно растут на 30-40%. В прошлом году зафиксирован рост по некоторым образцам более чем на 40%. «Ну и наука наша военная и околовоенная тоже деньги большие поглощает, а на выходе – ноль или близко к этому», — сетует Зацепин.

По его мнению, причина в том, что наш оборонно-промышленный комплекс сопротивляется всяческим реформам. Независимо от результатов работы директора получают высокие оклады и бонусы. И перспективы здесь «фактически никакой». На протяжении многих лет не удается никого ни к чему принудить.

В отличие от Поповкина, эксперт ИЭПП не верит, что кризис поможет оздоровить нашу оборонку. «При таком государственном контроле перспективы самые нерадостные», - резюмирует Василий Зацепин.

Примечания

Перейти к другим выпускам