Десантникам закупают дырявые парашюты, а солдатам — пробиваемые бронежилеты

Дата публикации
Понедельник, 13.07.2009

Авторы
Павел Захаров

Серия
Dailyonline, 09.07.2009

Аннотация

Новый коррупционный скандал возник в Министерстве обороны РФ. На сей раз его причиной стала поставка некачественных парашютов для ВДВ на сумму 280 млн рублей. Как сообщил главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский, «хитроумные предприниматели» изготовили эти парашюты не из нового сырья, а из «старых деталей», а представители армейского заказчика «небескорыстно» закрыли на это глаза.

 

Содержание
Нелетные парашюты 
По официальной информации, до десантников неисправные парашюты не дошли. Но деньги на их изготовление из военного бюджета все-таки были потрачены.

Как рассказал в интервью «Российской газете» главный военный прокурор Сергей Фридинский, государство заплатило почти 280 миллионов рублей одному из московских предприятий за изготовление и ремонт большой партии парашютов для десантирования боевой техники. А взамен были получены парашюты, «использовать которые нельзя». 

«Представители армейского заказчика и военпреды, полагаю, небескорыстно закрыли на это глаза, — заявил Фридинский. — Страшно подумать, что могло произойти, если бы нам не удалось пресечь эту коррупционную схему». Недавно прокуратура закончила проверку в отношении группы чиновников Минобороны, военпредов и производителей парашютной техники для ВДВ, и в настоящее время по этим фактам ведется следствие.

«Думаю, что в ходе следствия станет ясным, откуда у армейских чиновников сразу после реализации этого контракта появились дорогостоящие автомобили, гаражи, квартиры», — намекнул главный военный прокурор.

Парашюты предназначались не для личного состава, а для десантирования боевой техники — то есть машин. Они у нас, как правило, десантируются отдельно от экипажа. Правда, при этом нельзя исключать некоторой вероятности, что БРДМ с неисправным парашютом свалился бы кому-нибудь на голову в ходе военных учений. Не говоря уже о том, что подобное падение повлекло бы за собой материальный ущерб для боевой техники. 

Фридинский рассказал и о других случаях коррупции при закупках для нужд вооруженных сил. Так, в Московском окружном военном суде сейчас рассматривается уголовное дело бывшего начальника одного из подразделений Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны генерал-майора Валерия Знахурко. Он обвиняется в мошенничестве при поставках для армии негодных средств индивидуальной защиты. По данным прокуратуры, он похитил 93 миллиона рублей бюджетных денег и в течение шести лет снабжал войска некачественными бронежилетами, которые легко пробиваются пулями и осколками. 

«Нужна сознательная политика борьбы с секретностью и «откручивание голов» чиновникам, которые без надобности секретят контракты»
«Коррупция при закупках для армии — это «святое дело». Даже в Америке «Боинг» прокололся, а в Норвегии не допускают к участию в торгах Siemens. Что уж говорить о России. Тут нужно тщательно следить, а у нас ведь отсутствует публичная информация по контрактам, — рассказал DAILYONLINE эксперт лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП) Василий Зацепин. — У американцев ведь вся информация доступна в реальном времени и выкладывается в Интернете. А у нас попробуйте найти данные по контракту на эту парашютную систему!»

По мнению эксперта, в России сейчас нужна сознательная политика борьбы с секретностью и «откручивание голов» чиновникам, которые без надобности секретят информацию, контракты и т.д. А пока у нас о прозрачности военных заказов и речи не идет: информация не доступна не только журналистам и гражданам, она недоступна даже потенциальным конкурентам той самой московской фирмы, «которая получила этот лакомый кусок и таким образом его использовала», — сокрушается Василий Зацепин.

«Аналогичная ситуация была с бронежилетами, с касками и вообще со средствами боевой экипировки. Картина с парашютами не выбивается из общего фона, — считает эксперт из ИЭПП. Возьмите те же БМД-4, на которых «поднялся» Колмаков, бывший командующий ВДВ, а ныне замминистра обороны. Ему «втюхали» эту машину с новой башней и совершенно ненужным комплексом управляемого вооружения».

При этом машина не уложилась по массе в требования военно-научного комитета ВДВ. Там оказалось 200-300 кг «лишнего веса», а в результате вместо 3 машин в Ил-76 можно загрузить только 2. И система парашютного сброса для нее не отработана.

Но мнение тогдашнего командующего — Колмакова — оказалось более весомым. Механизм ВПК «в классическом виде сработал» — продавили «никому не нужный и негодный контракт». А ведь можно в тот же самолет загрузить 2 БМП-3 с таким же комплексом вооружений и так же посадочным способом перевезти их и выгрузить на аэродроме, считает Василий Зацепин. 

«Здесь ясная ситуация сговора: один поставщик, откат... То же везде — с флотом, с ракетными войсками и т.д. Нынешний скандал совершенно ординарный, и, к сожалению, они будут продолжаться — их число будет и дальше нарастать. Я не вижу просвета», — подводит неутешительный итог эксперт.

Счетная палата по каким-то причинам не уделяет внимания проверкам расходов по линии силовых ведомств, прежде всего Минобороны. То же самое в федеральном бюджете: засекреченность и непрозрачность постоянно растут, и никто на это внимание не обращает. 

«30% средств идет на коррупцию»
«За то, что ВДВ поставляют некачественные парашюты, нужно расстреливать сейчас уже, а не потом, когда этот вопрос решается в суде. Ведь люди на них должны прыгать в течение 4 лет! 6 лет уже поставляются бронежилеты, которые легко пробиваются! Это ни в какие ворота не лезет!» — возмущается руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.

По мнению Цыганка, армия сейчас поражена коррупцией, и эта коррупция идет от Министерства обороны: «Насколько мне известно, от 30 до 50% научно-исследовательских исследований, заказанных армией, были некачественными. Но, тем не менее, они все равно оплачивались из бюджета. Причем примерно 30% этих средств идет на коррупцию». 

Примечания

Перейти к другим выпускам