С заменой ЕСН страховыми платежами налоговая нагрузка на бизнес возрастет на триллион рублей

Дата публикации
Четверг, 16.07.2009

Авторы
Павел Захаров Алла Миронова

Серия
Dailyonline, 15.07.2009

Аннотация
Законопроект о реформе единого социального налога (ЕСН), предусматривающий его замену страховыми платежами, одобрен Госдумой во втором чтении. По расчетам правительства, в связи с повышением сборов на 8% с 2011 года налоговая нагрузка на бизнес возрастет на триллион рублей. Эксперты полагают, что эта мера будет способствовать исключительно росту «серых» и «черных» зарплат и снижению уровня легальной занятости.

Содержание

Бюджет Пенсионного фонда останется дефицитным

Депутаты приняли 15 июля правительственный законопроект второго чтения «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Законопроект, по замыслу правительства, относится к пакету антикризисных мер, направлен на развитие пенсионной системы и системы обязательного медицинского страхования, определяет порядок исчисления и уплаты с 1 января 2010 года страховых взносов в государственные внебюджетные фонды вместо действующего единого социального налога (ЕСН).

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. В течение 2011—2014 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, в частности, предприятий инвалидов.

Согласно тексту закона, в 2010 году после отмены ЕСН сохраняются сборы в Пенсионный фонд РФ в размере 20%, Федеральный Фонд медицинского страхования — в размере 1,1%, территориальные фонды медстраха — 2,0%. С 2011 года сборы в ПФР повышаются на 6% до 26%, в ФФОМС и территориальные ФОМС — на 1%, соответственно до 2,1% и до 3,0%. Сборы в Фонд социального страхования сохраняются на прежнем уровне — 2,9%.

Председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев пояснил, что в следующем году дефицит ПФР ликвидирован не будет, ставка сборов будет повышена относительно отменяемого ЕСН только с 2011 года. Из бюджета выделят ПФР 700 млрд руб., это большие деньги — 10% от доходов бюджета.

Система пенсионного страхования возмещает не весь заработок, а лишь 40 процентов от уплаченных взносов

Зампред комитета по труду и социальной политике Ильдар Габдрахманов сообщил о новациях, которые вводятся законопроектом, в частности, по отказу от регрессивной шкалы.

По его словам, вследствие отмены ЕСН платежных поручений будет не семь, а шесть, что облегчит работу бухгалтеров. Поскольку функция сборов передается Пенсионному фонду и Фонду соцстраха, установлено, чтобы проверки плательщиков они проводили только сообща. По расчетам правительства, в связи с повышением сборов на 8% с 2011 года нагрузка на бизнес возрастет на триллион рублей. Габдрахманов подчеркнул, что система пенсионного страхования возмещает не весь заработок, а лишь сорок процентов от уплаченных взносов.

«С паршивой овцы хоть шерсти клок»

Борис Кашин (КПРФ) заявил, что закон можно принимать по принципу отношения к нашей пенсионной системе — «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Будущие пенсионеры фактически платят пенсию нынешним пенсионерам, и это депутат считает совершенно правильным. Но он настаивает на том, чтобы организации, выплачивающие миллионные бонусы сотрудникам, должны платить в пенсионный фонд. Кашин потребовал отмены накопительной части пенсии, которая «разбазаривается». «Те, кто хочет играть в эту игру, пусть сами несут свои средства в негосударственный пенсионный фонд», — сказал Кашин. Депутат настаивал на отклонении поправки с порогом выплат 415 тыс. руб. Но ее не приняли.

«Богатый платит за бедного, здоровый — за больного»

Отменить накопительную составляющую предлагала «эсерка» Оксана Дмитриева. Она заявила, что эффективная ставка сборов для получающих зарплату ниже 415 тыс. руб. составляет 34%, а для получающих три миллиона рублей средних менеджеров — 4,7%. «В результате предпринимателю невыгодно повышать зарплату низкооплачиваемым и выгодно — высокооплачиваемым», — подчеркнула она. Своими поправками Дмитриева предлагала увеличивать солидарный взнос в зависимости от повышения оплаты труда по принципу «богатый платит за бедного, а здоровый — за больного».

Однако Габдрахманов высказался против увеличения солидарной части, т.е. против того, чтобы пенсия выплачивалась в большей степени за счет богатых. «Это нарушает страховой принцип возмездности», — считает он.

«Это может привести к снижению уровня легальной занятости»

Эксперты отмечают, что реформа ЕСН серьезно ударит по бизнесу: «Существенно вырастет налоговая нагрузка на бизнес — примерно на 1,6% ВВП. В результате наша экономика станет нетрудоспособной, потому что труд будет облагаться по более высоким ставкам. В большинстве стран ОЭСР ставки пенсионных взносов существенно ниже. Допустим, в Германии — это 19,9%, а у нас будет 26%. Это может привести к снижению уровня легальной занятости», — говорит Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма ИЭПП.

Снижение ЕСН и НДФЛ в начале 2000-х привело к колоссальной легализации доходов, в результате чего поступления в Пенсионный фонд выросли, напомнил Назаров. А в 2011 году есть риск увидеть обратный процесс, когда налоги будут уходить в тень. «Есть ряд схем, как можно будет укрывать налоги от платежей. Например, можно переводить зарплату всего (или части) коллектива на одного сотрудника, а затем — в конвертах перераспределять. Так как ставка страховых отчислений будет сверхрегрессивная (до 415 тысяч — 34%, а потом — 0), то будет выгодно, допустим, чтобы один человек получал 2 млн рублей, а остальные — официально не оформлены либо получали минимальную оплату труда», — убежден эксперт.

По подсчетам ИЭПП, если налогоплательщики будут реагировать на увеличение ставки так же бурно, как ранее они реагировали на ее снижение, то потери могут составить 1,5-2% ВВП — по ЕСН и НДФЛ. Таким образом, будет снижение по сравнению с тем, что есть сейчас. «Мы получим странную налоговую систему, где будут аномально высокие страховые взносы — то есть налоги на труд, а другие налоги придется снизить», — убежден Назаров.

Плохо будет и регионам, поскольку увеличение страховых взносов автоматически ведет к снижению базы налога на прибыль организаций (поскольку затраты на труд учитываются по налогу на прибыль). В результате примерно на 0,3% ВВП сократится налог на прибыль, который является одним из основных источников доходов для регионов, указывает Назаров. «Это приведет к дальнейшему усугублению положения регионов. Плохо и то, что снижается прогрессивность налогообложения. Фактически на богатых налоговая нагрузка снижается, а для остальных — растет: изменение налоговой нагрузки для людей с зарплатой менее 415 тысяч в год составляет 63%. Будут и проблемы с администрированием налога: ведь будет как минимум две проверяющие конторы — Пенсионный фонд и налоговая служба. Это увеличит административную нагрузку на бизнес», — перечислил эксперт все минусы новой системы.

Повышение пенсионного возраста неизбежно

Правительство обещало пенсионерам европейский уровень пенсий — 45% прошлого заработка, напоминает эксперт ЦМАКП (Центра экономического анализа и краткосрочного прогнозирования) Елена Пенухина. «Дефицит пенсионного фонда разрастается, и его надо за счет чего-то покрывать. Один из вариантов — это повышение размера взносов. Это смягчает проблему и отодвигает ее во времени. Но, на мой взгляд, все равно необходимы дополнительные меры — в частности, повышение пенсионного возраста», — говорит Пенухина.

В том, что с богатых снимается ответственность за финансирование пенсионеров, есть и положительный, и отрицательный моменты, полагает эксперт: «Положительный момент — что эта шкала теперь будет индексироваться, а отрицательный — в том, что мы отменяем принципы солидарности. Раньше заработки до 280 тысяч в год облагались налогом 26%, от 280 до 600 — по ставке 10% и свыше 600 — 2%. А теперь до 415 будет облагаться 34%, а свыше этого — ничего».

Если на Западе за размером белой зарплаты и соответственно страховых взносов следят профсоюзы, то у нас за этим не следит никто, говорит предприниматель Рустем Юлдашев, завкафедрой страхования МГИМО. У нас прописывают минимальную зарплату, а «довесок» уже распределяют в конвертах.

«Здесь должна быть система, чтобы заработали эти страховые взносы. Если ее не будет, то страховые взносы, как я полагаю, собираться не будут. Должна быть определенная система запретов и реализация этих запретительных мер. А у нас получается, что запрещают много, но выполнять — необязательно. Очень важно также понять, что будет с НДС, что будет с налогом на прибыль — чтобы предприниматель понимал, чего ему следует ожидать, и не стремился «химичить», — говорит Юлдашев.

Примечания

Перейти к другим выпускам