«Борьбой» с путинскими госкорпорациями займется Счетная палата

Дата публикации
Вторник, 28.07.2009

Авторы
Павел Захаров

Серия
Dailyonline, 24.07.2009

Аннотация
Счетной палате хотят вменить в обязанность проверять финансовую деятельность госкорпораций, а также компаний, имущество которых сформировано за счет бюджетных средств. Закон об этом внесен в Госдуму. Непрозрачность и неэффективность деятельности госкорпораций давно беспокоила экспертов, а с недавнего времени стала предметом внимания президента Медведева. Теперь недостаток государственного надзора пытаются восполнить проверками Счетной палаты.

Содержание
Проверка на вшивость
Авторами внесенного законопроекта являются двое сенаторов - Александр Коровников и Константин Сурков. Оба они входят в состав комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой.

Законопроект вносит поправки в закон о Счетной палате, расширяя перечень объектов, на которые распространяется круг ее контрольных полномочий. Сейчас Палате законом предписано проверять государственные органы (в том числе их аппараты) и федеральные внебюджетные фонды. В новой редакции она должна будет проверять госкорпорации, а также компании, имущество которых было сформировано за счет имущественного взноса РФ; хозяйственные общества, 25% и более акций которых закреплено в собственности Российской Федерации; акционерные общества, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»).

«Принятие представленного законопроекта будет способствовать дальнейшему повышению эффективности деятельности Счетной палаты Российской Федерации», - считают его авторы. По их словам, дополнительных финансовых затрат из бюджета на это не потребуется.

«Неприкасаемых» больше не будет
Поясним, что в настоящее время госкорпорации формально считаются «неприкасаемыми» и практически лишены всякого внешнего контроля. По закону они не обязаны ни перед кем отчитываться о своей деятельности. Собственность госкорпорации не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов) – и тем самым, выведена из-под надзора Счетной палаты РФ.

Передав свой имущественный взнос в капитал госкорпораций, формально государство теряет над ним все права. Ни управлять им, ни контролировать текущую хозяйственную деятельность корпораций она не может. Поэтому долгие годы их не трогали ни финансовые, ни налоговые, ни другие контролирующие органы.

Однако кризис заставил государство более тщательно считать свои деньги. Весной этого года в различных властных структурах стали раздаваться критические голоса, призывающие покончить с непрозрачностью корпораций и навести порядок в их финансово-хозяйственной деятельности. Это сопровождалось появлением в СМИ скандальной информации о нецелевом расходовании средств некоторыми структурами.

В частности, Генпрокуратура потребовала отправить в отставку главу Фонда содействия реформированию ЖКХ — Константина Цицина. По итогам проверки были выявлены «факты расточительного расходования бюджетных средств»: труд 97 штатных сотрудников Фонда обошелся стране более чем в 340 млн. рублей в истекшем году (в среднем по 3,5 миллиона на каждого).

Государство влило в Госкорпорации сотни миллиардов рублей из средств налогоплательщика. Так, например, ВЭБ получил взносы в капитал: 180 млрд. рублей в 2007 году, 75 млрд. рублей в 2008 году, 130 млрд. рублей в 2009 году. С начала кризиса ему было выделено 175 млрд. рублей на поддержку фондового рынка, 450 млрд. рублей на поддержку финансового сектора, рынка труда и реальной экономики, 50 млрд. долларов для рефинансирования задолженности российских заемщиков. Другие корпорации тоже внакладе не остались, а вот эффект от их деятельности оказался малозаметным или убыточным.

Дошло до президента
В конце концов, движение поддержал и возглавил президент России Дмитрий Медведев, который поручил Счетной палате взять под контроль госкорпорации и все компании, которые пользуются бюджетными деньгами и госсобственностью. «Госкорпорации вобрали в себя много денег и активов, а переварить все это не сумели. Мы раньше их не проверяли и не имели права по закону. Сейчас эти ограничения сняты», — объявил Сергей Степашин. По его словам, президент поручил Палате проверять все компании, пользующиеся бюджетными деньгами, госсобственностью и господдержкой — в том числе «Газпром», «Транснефть» и РУСАЛ.

Здесь есть несколько двусмысленный момент. С одной стороны, госкомпании не обязаны ни перед кем отчитываться, а с другой в законе о Счетной палате сказано, что одна из ее задач - «определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности». И теперь законодатели пытаются прописать в законе более четкие нормы для проверки деятельности госкорпораций.

«У нас эти данные есть – а их мы, в свою очередь, предоставляем Счетной палате»
«Идея, на мой взгляд, хорошая, но большого смысла она не имеет», — заявил DAILYONLINE глава думского подкомитета по мониторингу деятельности госкорпораций Алексей Багаряков. По его словам, Счетная палата и так имеет право проверять любые хозяйствующие субъекты, по большей части государственного ведения. Однако «к великому сожалению, к отчетам Счетной палаты у нас относятся наплевательски» — поэтому как-то использовать их потом будет крайне сложно.

«Но главное, у нас в Госдуме создан комитет по госкорпорациям, который я возглавляю, – продолжает депутат-коммунист, — он и занимается мониторингом средств, которые государство внесло в уставной капитал госкорпораций как имущественный взнос. У нас эти данные есть – а их мы, в свою очередь, предоставляем Счетной палате. Работа эта уже идет, и они об этом прекрасно знают. И от того, что еще будет Счетная палата проверять – ничего не изменится».

По мнению Багарякова, было бы «намного грамотнее» не делать законопроект о проверке Счетной палатой, а изменить законодательство о госкорпорациях, предписав, чтобы они отчитывались перед Палатой.

«Госкорпорации расходуют средства крайне неэффективно и непрозрачно – со всеми вытекающими последствиями. Примеров много. Допустим, АСВ деньги выделенные государством как основной капитал разместило на фондовом рынке – в итоге часть была потеряна. Или, например, Фонд реформирования ЖКХ, где прокуратура нашла нецелевое использование, дорогие командировки, бонусы и т.д.», — резюмирует Багаряков.

«Это – хороший закон в плохой системе»
«Скорее всего, этот закон полезен. Раз уж мы имели неосторожность создать все эти госкорпорации – надо их контролировать, особенно по части того, насколько эффективно расходуются госсредства», — говорит Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма ИЭПП. Но другое дело – как контролировать.

По мнению эксперта, здесь надо смотреть не только целевое использование средств – нужен аудит эффективности. А это во всех странах мира проходит «с большим скрипом»: то есть, либо это формальная процедура, которая не может проверить, эффективно работает корпорация или нет, либо же это превращается в большую головную боль для этих корпораций – они уже больше не занимаются ничем, кроме написания отчетов для проверяющих инстанций. Это парализует их работу.

Назаров считает, что сама сущность госкорпораций ущербна: это госструктура (ведь корпорация – это фактически госструктура), которая занимается типично коммерческой деятельностью. Такое странное сочетание, с одной стороны, трудно проконтролировать, а с другой — им трудно работать как обычному бизнесу, потому что у них масса бюрократических процедур и проволочек. «А сейчас им предлагается еще одну такую заиметь. Но раз уж им дали деньги – то надо контролировать», — рассуждает эксперт.

«Так что можно сказать, что это – хороший закон в плохой системе. Конечно, он радикально не поможет повысить эффективность работы корпораций (радикально им поможет только приватизация), но многое будет зависеть от профессионализма работы Счетной палаты – если она хорошо будет работать, то поможет, а если будут вставлять палки в колеса – это помешает»,— выносит вердикт заведующий лабораторией бюджетного федерализма.

Примечания

Перейти к другим выпускам