Российские ВДВ готовятся ко Второй мировой войне

Дата публикации
Понедельник, 03.08.2009

Авторы
Павел Захаров

Серия
Dailyonline, 29.07.2009

Аннотация
Накануне Дня десантника командующий ВДВ Владимир Шаманов рассказал о планах развития воздушно-десантных войск. Картина оказалась неоднозначной — по ряду видов технического оснащения нам фактически предлагают вернуться ко временам Второй мировой войны. Летать десантники будут на «кукурузниках», ездить на «Буханках» и «Бычках», а переговариваться между собой — используя обычные УКВ-радиостанции. По мнению экспертов, виновато в текущем положении плачевное состояние российского ВПК, а также «патриархальные» способы принятия решений в области обороны.

Содержание
«Кукурузник» еще повоюет

На югоосетинском и абхазском направлениях могут появиться подразделения российской легкомоторной авиации. Они позволят эффективно решать поставленные перед российскими десантниками задачи, сообщил генерал-лейтенант Владимир Шаманов 29 июля на пресс-конференции в Москве. «Сегодня нами не до конца оценивается значение малой авиации в целом и, в частности, самолетов Ан-2 и Ан-3. Что нам мешает иметь отряд таких самолетов на югоосетинском и абхазском направлениях в условиях отсутствия там эффективной системы ПВО?» — задается вопросом главком ВДВ. Кроме того, он порекомендовал данный вид аппаратов шире использовать и другим родам войск.

Нельзя сказать, что российская армия полагается только на «кукурузники». Малые и средние высоты, которые не доступны средствам ПВО, могут занять также беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Их предполагается использовать в составе разведывательных батальонов. БПЛА будут выполнять задачи наблюдения за противником на поле боя и корректировки огня. Шаманов также сообщил, что в течение двух-трех лет планируется разработать, создать и внедрить беспилотники, которые смогут наносить удар по позициям противника на расстоянии до 25 км от линии фронта.

«Отсутствие вертолетов и беспилотных аппаратов пытаются заменить устаревшими аппаратами»

Оценить нововведения, предлагаемые Шамановым в области технического оснащения, DAILYONLINE попросил Василия Зацепина, эксперта лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода. У последнего они не вызвали особого восторга.

«Ан-2 — это обычный тренировочный самолет, — говорит эксперт. — В мирное время десантники обычно десантируются с Ан-ов (Ан-2, Ан-12, Ан-22), а также с вертолетов Ми-8 и самолетов Ил-76. Он дешевый в плане стоимости часа летного времени. Очевидно, у нас не хватает Ил-76, да и потеря одного такого самолета в боевых условиях была бы слишком тяжелой. Поэтому проще заменить один Ил-76 на десять Ан-2».

В ВДВ «кукурузников» самолетов пока еще достаточно много. Кроме того, они есть в Минобороны в других родах войск: в транспортной авиации, у стратегических ракетчиков (у которых полигоны зачастую находятся в отдаленных местах) и других. А Ан-3 — это тот же планер Ан-2, на который поставили турбовинтовой двигатель.

«Есть, правда, еще реактивный Як-40. Но он в плане энергоэффективности представляет из себя «паяльную лампу» — переводит большую часть топливо в тепло, а не в скорость полета. Все-таки у нас идет существенное отставание в современной авиации от Запада и даже от Бразилии или Канады», — сожалеет Зацепин.

«Честно говоря, мне шамановская концепция непонятна — отсутствие вертолетов и беспилотных аппаратов он пытается заменить устаревшими аппаратами периода почти Великой отечественной войны», — говорит эксперт.

«Тигр» будет соседствовать с «Бычком»?

Владимир Шаманов рассказал также о том, что скоро на вооружение военно-воздушных войск России поступит бронеавтомобиль «Тигр», созданный на ГАЗе. Поясним, что «Тигр» является российским аналогом американского «Хаммера». При этом машина имеет значительное число узлов и деталей, произведенных за рубежом — ранее это считалось препятствием для принятия на вооружение российской армией.

«Мы планируем усовершенствовать и закупать бронеавтомобиль «Тигр» для разведывательных подразделений», — сообщил главком ВДВ. Также, по словам генерал-лейтенанта, ВДВ изучают образцы военной техники, представленные заводом «ЗИЛ», автозаводами из Нижнего Новгорода и Ульяновска.

А вот это уже интересно. Если, допустим, УАЗ производит модель «Патриот», имеющий некоторые черты разведывательного автомобиля, то ЗИЛ и ГАЗ давно не делают ничего подобного. А представить себе десантников, передвигающихся на «Бычках» и «Газелях», согласитесь, довольно трудно. Вообще же до сих пор в качестве основного средства передвижения ВДВ использовали нижегородские грузовики ГАЗ-66.

«Следовало бы объявить более широкий и открытый конкурс»

«Газ-66 давно морально устарел, и попытки сделать дизельный вариант для десантирования тоже имели, скажем так, неоднозначный результат, — говорит Василий Зацепин. — Все это делалось втихаря и без каких-то конкурсов. И то, что они втихаря изучают это предложение, не слишком хорошо. Ведь это же обычный автомобиль. Например, американцы используют австрийские автомобили, автомобили производства компании с британскими капиталом. Сейчас в мире главное купить лучшее, а не свое».

Допустим, УАЗ ранее выпускал свою «буханку» с кузовом — но ценность подобных неспециализированных машин для десантников сомнительна, считает эксперт. «Подобные решения принимаются в силу низкого общего образования и зависимости наших начальников от ведомственных источников информации, невозможности лично читать достаточно качественные западные издания».

По мнению Зацепина, следовало бы объявить более широкий и открытый конкурс. И не спешить с этим делом — дать тому же КамАЗу и Уралу включиться в это соревнование. Хотя они и не производили легкие грузовики, но вполне могли бы их спроектировать.

«А для действий наших войск в Южной Осетии можно было бы использовать и тот вариант, который предлагался для наших горнострелковых бригад, — то есть ослов. К ослам в погонах добавить ослов в упряжке, — иронизирует эксперт. — Что тут говорить, слабая у нас автомобильная промышленность и конструктора слабые, да и спроса нет».

Армии не хватает радиостанций

Еще один интересный момент из выступления Шаманова — новые средства связи. Как известно, связь на поле боя давно является слабой стороной российской армии, что наглядно продемонстрировали последние конфликты. В ходе «пятидневной войны» штабы не могли отдать приказы ушедшим вперед подразделениям, а подразделения не знали, что делают и где находятся их соседи.

Главком ВДВ рассказал, что ВДВ сейчас испытывает две радиостанции, которые обеспечат управление войсками на дальности до десяти километров. «Это как раз то, чего нам не хватало в первой и второй чеченских кампаниях и в ходе пятидневной войны», — пояснил генерал.

«Вместо того чтобы дать хорошую спутниковую связь, пытаются неизвестно что делать, — сокрушается Василий Зацепин. — У нас постоянно выплывает уровень германской радиосвязи конца Второй мировой войны». Обычная радиостанция может работать только в зоне прямой видимости — больше тут не выдумаешь. И в горах это ограничение особенно актуально.

Для ВДВ имеются особые требования: вес должен быть полегче, автономность побольше, мощность поменьше — чтобы наших плохих аккумуляторов хватало на большее время. Ведь мы не только в радиостанциях, но и в технологиях аккумуляторов отстаем, поясняет эксперт ИЭПП.

«Опять все упирается в закрытость — попробуйте найти в Интернете в реальном времени информацию о размещении заказов Минобороны и новых НИОКР! В итоге пропихивают разработки времен Второй мировой войны, и снова победит ВПК во всем его нелицеприятном обличии», — сожалеет Василий Зацепин.

Сам государственный механизм не обеспечивает разработки качественной техники, считает эксперт. Он слишком закрыт и патриархален и во многом нисходит к практикам XV-XVII веков. Это американцы могут в Конгрессе тщательно следить за всеми военными программами, а наш думский комитет хромает в деле контроля на обе ноги. Люди в верхах скорее предпочитают все засекретить. «Мы еще не встали на путь развития современного общества, экономики знаний и т.д. В основном у нас все это для пресс-конференций и повышения личного рейтинга политиков», — говорит Зацепин.

Есть и хорошая новость

И все же нельзя сказать, что все предложения Шаманова оказались странными. Так, например, работы ВДВ по снижению веса экипировки десантника, выглядят, безусловно, логичными. По словам главкома, этот вес не должен превышать 25-30 килограммов: такая амуниция позволит десантнику совершить марш-бросок на пять-шесть километров в тяжелых условиях по любой местности и выполнить поставленную задачу.

Хорошей новостью для десантников также станет повышение денежного довольствия. Сейчас в ВДВ есть девять батальонов десантников, постоянно готовых к переброске в любой представляющий угрозу безопасности регион. Причем на сборы им нужно не более 12 часов. Но такая боеготовность должна хорошо стимулироваться — уже к концу года солдат-десантник контрактной службы будут получать не 7,5 тыс., а 30 тыс. рублей, пообещал Владимир Шаманов.

Примечания

Перейти к другим выпускам