Солдат с человеческим лицом

Дата публикации
Среда, 16.09.2009

Авторы
Павел Захаров

Серия
Dailyonline, 15.09.2009

Аннотация
Минобороны подготовило морально-этическое наставление для российского солдата. Его должен отличать гуманизм в мирное и военное время, а также доскональное знание международного права. 100-страничный документ учит проявлять милосердие к террористам и отморозкам, придерживаться гуманитарных норм в обращении с военнопленными и заботиться о мирном населении. На захваченных солдат и офицеров нельзя надевать наручники, их нужно кормить три раза в день и оберегать от всех опасностей.

Содержание

Воевать, руководствуясь принципом гуманизма
С будущего года наша армия станет жить по современным правилам международного гуманитарного права, обещает «Российская газета». В Минобороны разработали наставление, которое содержит правила солдатского милосердия и подсказывает военнослужащим, как применять гуманитарные нормы в мирное время и в боевой обстановке.

Документ подробно расписывает, как следует относится к террористам, военнопленным, беженцам и погибшим на поле боя.

«Офицеры должны объяснить солдатам, что те воюют не с населением, а с конкретными бандитами. Их надо уничтожить или пленить, но сделать это так, чтобы законопослушным гражданам был нанесен минимальный ущерб», — рассказал помощник главкома Сухопутных войск по правовой работе Сергей Кочешев.

Наставление призывает солдат и офицеров даже в бою руководствоваться принципами гуманизма, стремится максимально обезопасить мирное население от пуль и снарядов. Мирных граждан рекомендуется вывести из-под обстрела и спрятать в подвалах домов, естественных природных убежищах вроде пещер и оврагов.

Если есть такая возможность, рекомендуется устроить их, накормить, дать одежду, подсказать, где поблизости есть представительства гуманитарных организацией – например, Красного Креста.

Трехразовое питание для военнопленных
Интересно, что практически те же правила распространяются и на военнопленных – это предписывает Женевская конвенция, ратифицированная Россией. В наставлении сказано, что солдатам запрещено издеваться над пленными, пытать и всячески унижать их.

На захваченных солдат и офицеров нельзя надевать наручники. Их нужно кормить три раза в день — из обычной походной кухни. Пленных положено ставить на котловое довольствие – как и своих военнослужащих. Более того, командиры даже обязаны оберегать своих пленников от опасностей: например, если появилась угроза применения отравляющих веществ, обеспечить их противогазами.

«Помощь военнопленным оказывается вне зависимости от национальности, вероисповедания и прочих «личностных» характеристик», — уточняет Сергей Кочешев.

«С военнопленными необходимо обращаться гуманно, следует защищать их от актов насилия, запугивания, оскорбления и любопытства окружающих»
Поясним, что ранее Минобороны уже издавал аналогичный документ, который назывался «Наставление по международному гуманитарному
праву для вооруженных сил РФ» — это было в 2002 году. Там также говорилось о том, что «с военнопленными необходимо обращаться гуманно, следует защищать их от актов насилия, запугивания, оскорбления и любопытства окружающих. ... К офицерам и приравненным к ним военнопленным следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту».

Теперь же, видимо, Минобороны решило переиздать наставление в переработанном виде, так сказать, с учетом современных веяний. В частности, там должен появиться раздел о том, как вести себя в ходе контртеррористических операций. Оказывается, даже террористы-отморозки заслуживают обращения к себе с позиций гуманитарных норм.

«Жестокость и озверение – на войне это обычное явление»
«Здесь ничего необычного нет. Правила ведения войны существовали даже во времена средневековой жестокости. Правда, выполнялись они в отношении тех пленников, за которых можно было получить выкуп. Были и такие, кто принципиально резал всех пленных – например, швейцарцы. Поэтому с ними все боялись связываться», — рассказал DAILYONLINE.RU военный эксперт Василий Зацепин. Он убежден, что гуманитарные требования надо выполнять: «Мы же имеем Буданова и других «героев», которые расстреливают УАЗик с учителями и пытаются спихнуть это на какой-то приказ. Жестокость и озверение – на войне это обычное явление».

Заведующий лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода Виталий Цымбал, вспоминая времена своей юности, рассказал об увиденном во времена Великой отечественной войны – в частности, отношении к нашим и немецким военнопленным.

«Изуверски не относились. Я сам видел, когда проходящим пленным немцам наше население, тоже голодное, бросало куски хлеба, чтобы подкормить и поддержать – особенно молоденьких и несчастных ребят. Люди понимали, что их тоже фашистское руководство гнало на войну. Это, наверное, особенность народа», — рассказал Цымбал. В то же время, он не смог припомнить ничего о трехразовом питании для военнопленных.

В документах, которые определяли отношение к военнопленным, никаких изуверских наставлений не было, вспоминает Цымбал. Многие до сих пор выжили и достигли весьма почтенного возраста – значит, не угробили их в плену. На территории СССР после войны работало много военнопленных, восстанавливая разрушенные здания и предприятия. Кормили и поили их. По крайней мере, не было того, что мы наслышаны от отношении к нашим военнопленным, попавшим в немецкие концлагеря.

Примечания

Перейти к другим выпускам