Сергей Дробышевский: снижение ставки ЦБ не оживит кредитование

Дата публикации
Пятница, 23.10.2009

Авторы
Сергей Дробышевский

Серия
OPEC.ru, 22.10.2009

Аннотация

Действия ЦБ по снижению ставки рефинансирования не являются реально значимыми при сохраняющихся экономических рисках. Переход к политике реального регулирования процентных ставок в России пока не осуществлен, считает руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Дробышевский.

 

Содержание
– Сергей Михайлович, можно ли говорить о смене тактики Банка России?

– По моему мнению, никакой смены тактики нет: просто продолжается планомерное снижение ставки рефинансирования. Собственно событийный ряд выглядит следующим образом: в конце сентября Банк России уменьшил ставку рефинансирования на 0,5 п.п.до исторического минимума в 10%. Это уже седьмое снижение ставки с начала года и второе за сентябрь. Напомню также, что руководители Банка России объясняли такие действия стремлением поддержать равновесие в реальном секторе экономики и дать толчок для оживления кредитования. 

Глава ЦБ Сергей Игнатьев усматривает, судя по официальным заявлениям, большой потенциал для снижения ставки рефинансирования в 2009 г. В следующем году, по его мнению, инфляция может быть ниже официального прогноза правительства (9-10%). Таким образом, последовательное снижение ставки рассматривается Банком России как инструмент антикризисной политики, способный дать импульс ускоренному переходу экономики к росту. Из этих заявлений возникает впечатление, что ЦБ сменил тактику и перешел от регулирования через валютный курс к регулированию через влияние на динамику процентных ставок. 

Однако на деле ничего подобного не произошло. Если в большинстве развитых стран регулирование процентных ставок через ставку рефинансирования Центробанка – эффективный инструмент кредитно-денежной политики, то в нашей стране это не так. Обменный курс по-прежнему играет большую роль, чем процентные ставки, за исключением коротких периодов, когда у банков появлялись или будут еще возникать проблемы с ликвидностью. 

Если инфляция будет снижаться, то и ставки по кредитам будут сокращаться, независимо от того, останется ставка рефинансирования на том же уровне или нет. Если же риски в экономике – то есть финансовое положение заемщиков, общий уровень «плохих» кредитов, оценка возможных потерь банков и т.п. – останутся существенными, то ставка по кредитам будет высокой. В этом случае кредиты всё равно не будут выдаваться, независимо от того, какова будет ставка рефинансирования.

– Как снижение ставки повлияет на курс рубля? Может ли это привести к оттоку капитала?  

– В настоящее время, принимая решение о процентной ставке, ЦБ рискует, и, кстати, хорошо это понимает, спровоцировать «атаку» на рубль. С нашей точки зрения, временное ослабление рубля летом вслед за двукратным снижением ставки рефинансирования было связано с тем, что ставки снижались и деньги для банков становились дешевле. В то же время в условиях, когда цены на нефть остаются высокими, российский экспорт, скорее, будет расти, чем сокращаться. В этом случае стимулы для «атаки» на рубль объективно снижаются. Однако могут произойти изменения на мировом рынке: снижение цен на нефть или металлы, новая «волна» кризиса в отдельной стране. Это повысит неопределенность выхода из кризиса во всем мире, а не только в нашей стране. Совпав со снижением ставки рефинансирования, эти факторы могут создать угрозу стабильности курса рубля. 

– Каковы ваши прогнозы о дальнейших шагах ЦБ? Будет ли ставка снижена в этом году?

– Вопрос о том, будет ли еще снижена ставка рефинансирования в этом году, как представляется, не так и принципиален для экономики. Связь между ставкой рефинансирования и ставками, по которым банки кредитуют экономику, остается не очень значительной. Реальные ставки по кредитам определяются уровнем инфляции и общими рисками в экономике.  

Сегодня ставка рефинансирования уже снижена до такого уровня, когда ее реальная величина – отрицательна (то есть ставка уже ниже темпов инфляции). Не думаю, что ее дальнейшее понижение оправдано, во всяком случае, до того, как удастся добиться устойчивого снижения темпов роста цен. Я считаю, что проводить политику снижения ставки нужно очень осторожно, чтобы не создавать стимулы для новых спекуляций на валютном рынке. Причем любых стимулов – даже слабых и кратковременных.

По нашим прогнозам, инфляция по итогам года не превысит 10-11%, то есть будет минимальной за весь период после реформ 90-х годов. Отчасти этому способствовала кризисная ситуация (сокращение платежеспособного спроса), отчасти – достаточно жесткая политика ЦБ. Мы надеемся, что в последующие годы тенденция снижения инфляции сохранится. Заявленный курс Банка России на постепенный переход к инфляционному таргетированию при этом сможет стать достаточно серьезным стимулирующим фактором. 

Таким образом, действия ЦБ по снижению ставки рефинансирования не помогут оживить кредитование, во всяком случае, до тех пор, пока сохраняется высокий риск второй «волны» кризиса в банковском секторе. При этом исключения – некоторые случаи директивных решений – лишь подтверждают правило.

– Какие факторы могут повлиять на решение Центробанка снижать дальше ставку рефинансирования?

Два главных фактора: политическое давление и сохранение тенденций к дальнейшему снижению инфляции. Если темпы роста цен будут продолжать падать, то Банк России действительно сможет и дальше понижать ставки. Однако надо понимать, что эта мера для большей части российской экономики – скорее, нечто вроде символического хода, чем реально значимое событие. Во всяком случае, при сохранении всех прочих действующих на сегодня рисков.

Беседовала Ирина Елисеева

Примечания

Перейти к другим выпускам