Зависимость от нефти: количественный анализ

Дата публикации
Четверг, 19.11.2009

Авторы
Александр Максимов

Серия
OPEC.ru, 19.11.2009

Аннотация
Для России, экономика которой находится в сильной зависимости от экспорта сырьевых ресурсов и конъюнктуры мировых рынков, выделение структурной и конъюнктурной составляющих в налоговой нагрузке, а также оценка вклада сектора природных ресурсов в ВВП имеют большое значение. Такой анализ может сыграть значительную роль и при оценке границ возможного изменения налоговой нагрузки на экономику, и при прогнозировании налоговых поступлений в бюджетную систему РФ.

Содержание
Институт экономики переходного периода (ИЭПП) подвел итоги исследования структурной и конъюнктурной составляющих российских налогов, проведенного под руководством Научного руководителя ИЭПП Сергея Синельникова-Мурылева.

Выполнялось исследование в рамках гранта Агентства международного развития США («Анализ структурной и конъюнктурной составляющих налоговой нагрузки в российской экономике», авторы: Мария Казакова, Сергей Синельников-Мурылев, Павел Кадочников). Базовая гипотеза заключалась в следующем: при каждом уровне экспортных цен экономика растет определенным темпом (при низких ценах объемы инвестиций низки, и, соответственно, темпы роста ВВП также остаются низкими; при высоких ценах – картина обратная). Таким образом, в соответствии с гипотезой, темп роста ВВП диктуется уровнем нефтяных цен.

Особенности методики


Авторы разработали математическую модель разложения прироста реального ВВП на структурную и конъюнктурную компоненты, и, на ее основе – методику выделения структурной и конъюнктурной составляющих темпов экономического роста в России. При этом под структурным приростом ВВП подразумевается теоретическое значение прироста ВВП при среднемноголетней цене на нефть и фактическом приросте автономных инвестиций. Конъюнктурный прирост ВВП рассчитывается как компонента прироста ВВП, возникающая за счет отклонений фактической цены на нефть от своего среднемноголетнего уровня.

Создана была также модель коррекции ошибок, кроме того, авторы дополнительно рассчитывали прирост автономных инвестиций, который не зависит от краткосрочных колебаний нефтяных цен. В результате в работе показано, что прирост ВВП положительным образом зависит от уровня цены на нефть и прироста автономных инвестиций в основной капитал. Например, в 2000 г. рост цены на нефть на 1 доллар означал прирост ВВП на 5 млрд руб.; в свою очередь, прирост автономных инвестиций на 1 п.п. предполагает прирост ВВП на 340 млрд руб.

При этом выделение конъюнктурной компоненты прироста ВВП, обусловленной краткосрочной динамикой нефтяных цен, не показало значимых результатов. По-видимому, это связано с малой длиной ряда данных и наличием других, помимо цен на нефть, шоковых воздействий на краткосрочные колебания ВВП.

В результате проведенных расчетов авторами показано, что в течение 2000-2007 гг. структурная и конъюнктурная компоненты темпов роста ВВП монотонно возрастали. Это объясняется тем, что в течение всего периода с 1999 по 2007 гг. фактическая цена на нефть в реальном выражении превышала уровни своего среднемноголетнего значения. При этом в 1999-2004 гг. доля структурной компоненты темпов роста ВВП оставалась высокой. Наконец, одной из отличительных (от традиционной концепции восстановительного роста) черт российской экономики стало увеличение инвестиционного спроса на заключительной фазе восстановительного роста: в 2000-2004 гг. рост инвестиций в основной капитал опережал динамику ВВП и выпуск продукции базовых отраслей экономики. Из-за продолжавшегося интенсивного роста мировых цен на нефть, после 2004 г. доля конъюнктурной составляющей темпов роста ВВП, обусловленной нефтяными ценами, стала главной, в 2005 г. она выросла до 78%.

Структурная и конъюнктурная компоненты налоговой нагрузки


На основе выделения структурной и конъюнктурной составляющих темпов роста ВВП в реальном выражении исследование проанализировало налоговые поступления в бюджетную систему России. При этом конъюнктурная составляющая поступлений включала ту долю налоговых поступлений, которая обусловлена благоприятной ситуацией на внешних рынках. Структурная же составляющая поступлений отражала уровень налогов, которые поступят в бюджетную систему при средней многолетней внешнеэкономической конъюнктуре.

Разложение налоговых поступлений на структурную и конъюнктурную составляющие проводилось с учетом того, что, во-первых, ВВП является показателем, выступающим в качестве proxy-переменной для базы налогов; во-вторых, налоговые поступления по основным налогам (НДС, налог на прибыль, ЕСН и НДФЛ) в долях ВВП могут быть прогрессивными или не прогрессивными по цене на нефть.

Расчеты были «очищенны» от влияния изменений в налоговом законодательстве, вступивших в силу в 2002–2007 гг. и от цены на нефть в реальном выражении. В итоге оценки коэффициентов при цене на нефть для ЕСН и НДС оказались незначимыми, что свидетельствует о непрогрессивности поступлений этих налогов в долях ВВП по цене на нефть. Оценка коэффициента по цене на нефть оказалась значимой для поступлений налога на прибыль и НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации.

В целом фактические налоговые поступления в федеральный бюджет и бюджет расширенного правительства Российской Федерации оказались прогрессивными по цене на нефть, что объясняется прямой зависимостью от этой цены поступлений по НДПИ и вывозным таможенным пошлинам на нефть и нефтепродукты.

Доля конъюнктурной компоненты всех налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в 2002 г. была отрицательной (за счет снижения реальной цены на нефть в 2002 г. по сравнению с 2001 г.). Вместе с тем конъюнктурная компонента всех налоговых поступлений, объясняемая изменениями нефтяных цен, в 2001 г. оставалась положительной за счет вклада цен на нефть в реальный ВВП.

Высокий уровень мировых цен на нефть обусловил как рост общей конъюнктурной компоненты поступлений, так и отдельных ее составляющих. При этом замедление роста нефтяных цен в 2006–2007 гг. (в 2006 г. прирост цены составил 3,2 долл./барр., а в 2007 г. – 1,7 долл./барр.) привел к более чем двукратному снижению конъюнктурной компоненты поступлений. Однако это снижение не повлияло на динамику общей конъюнктурной составляющей налоговых поступлений, которая в течение 2002–2007 гг. выросла на 3,1 п.п. ВВП (федеральный бюджет) и 5,3 п.п. ВВП (бюджет расширенного правительства) за счет существенного вклада благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в темпы роста экономики России.

Исследование подтверждает сильную зависимость налоговых поступлений от экспорта сырьевых ресурсов, что в условиях значительных колебаний мировых цен говорит о наличии серьезных рисков дестабилизации государственного бюджета РФ. Подтверждением этого может служить сокращение доходов бюджетной системы в конце 2008 г., обусловленное ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и падением цен на нефть.

Примечания

Перейти к другим выпускам