Сомнительное лидерство

Дата публикации
Вторник, 06.04.2010

Авторы
Дмитрий Казанцев

Серия
Российская Бизнес-газета №744 (11) от 6 апреля 2010 г.

Аннотация
С 1 апреля 2010 года повышены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Отныне сырая нефть облагается по пошлине $268,9, светлые нефтепродукты - $193,5, темные нефтепродукты - $104,2 за тонну. Ранее пошлины по этим товарам составляли $253,6, $183,2, $98,7 соответственно. Пошлина по сжиженным газам была снижена с $80 до $65 за тонну. На очереди - пересмотр экспортных пошлин на сырье, минеральные удобрения и цветные металлы.

Содержание

Регулирование экспортных сырьевых пошлин, переданное в ведение правительства РФ, может при определенных условиях стать эффективным рычагом регулирования вектора развития национальной экономики.

В первое десятилетие XXI века в России была создана и продолжает развиваться мощная инфраструктура добычи и экспорта сырьевых ресурсов, позволившая стране занять лидирующие места в мире по ряду показателей этой отрасли. Судя по официальной риторике, в последние годы даже члены правительства РФ стали осознавать бесперспективность этого сомнительного лидерства. Уже несколько лет ведутся разговоры о необходимости развития национальной перерабатывающей промышленности.

Повышение экспортных пошлин на сырье вкупе с мерами налогового и иного стимулирования могло бы сыграть роль цивилизованного, но эффективного механизма стимулирования перерабатывающих отраслей экономики. Этого можно добиться, если в результате такого комплекса мер экспортирование ресурсов станет менее выгодно, чем направление их на внутреннюю переработку. Дополнительные же средства, которые бюджет в любом случае получит от повышения пошлин, могли бы по крайней мере частично компенсировать его затраты на стимулирование развития переработки. Все это в комплексе позволило бы надеяться на поступательное развитие российской экономики в долгосрочной перспективе.

Использование же повышения экспортных сырьевых пошлин исключительно как средства оперативного дофинансирования бюджетных расходов может уже в краткосрочной перспективе стать причиной снижения конкурентоспособности РФ даже в сфере поставок сырья. Такое развитие событий делает еще более пессимистичными и без того не радужные перспективы конкурентоспособности российской экономики в XXI веке. К сожалению, в контексте экономической политики правительства РФ последнего десятилетия именно второй подход к регулированию экспортных пошлин представляется наиболее вероятным.


Дмитрий Казанцев, старший юрист-аналитик Института экономики переходного периода

Примечания

Перейти к другим выпускам