Два шага вперед, один назад

Дата публикации
Вторник, 20.04.2010

Авторы
Вадим Новиков

Серия
Forbes Russia, 19 апреля 2010

Аннотация

Антимонопольное регулирование смягчат. Это не значит, что чиновники добросовестно поработали над ошибками.

 

Содержание
В последние месяцы руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев то и дело говорит о намерении смягчить антимонопольное законодательство. Он имеет в виду поправки в закон «О защите конкуренции», так называемый третий антимонопольный пакет. «Кое-где гайки были перекручены», — поясняет чиновник.

Пару лет назад такие слова из уст Артемьева стали бы настоящей сенсацией. Сегодня они по большому счету почти не удивляют — поскольку перекликаются с высказываниями других членов правительства. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина выражает мнение, что «ужесточение антимонопольного регулирования... может привести к ограничению конкуренции», а первый вице-премьер Игорь Шувалов констатирует, что «сколько бы мы ни ужесточали антитраст, новые компании на рынок этим не привлечь. Как не получится повысить и стимулы для инвестиций и инноваций».

Изменения в риторике (с перспективой появления перемен и в политике) Артемьев объясняет сменой приоритетов. Если раньше перед ФАС стояла задача «создать современное антимонопольное законодательство» и «сделать это быстро», то теперь задача изменилась — «сделать законодательство консервативным, чтобы оно менялось не слишком быстро». Новый этап описывается как время «либерализации» антимонопольного законодательства, повышения его «ясности и определенности», которые еще совсем недавно приносились в жертву скорости принятия поправок.

Из разъяснений Артемьева следует, что этап ускоренного ужесточения регулирования был уникальным явлением, связанным с модернизацией законодательства, а потому вряд ли повторится. Между тем «эффект храповика» Хиггса и «эффект Коуза» заставляют взглянуть на это явление как на регулярное и повторяющееся.

Американский экономист австрийской школы Роберт Хиггс формулирует «эффект храповика» следующим образом: во время кризиса масштабы регулирования увеличиваются, а после кризиса уменьшаются, но никогда не возвращаются на прежний, более низкий, как до кризиса, уровень.

По словам председателя Конкурентного трибунала ЮАР Дэвида Льюиса, в период кризиса «каждый ценовой шок порождает у общественности и чиновников подозрение в сговоре... Каждый рынок с доминированием одной фирмы рассматривается как рынок с монополистическим поведением, даже если барьеры входа низки и необычная степень технологического динамизма делает рынок состязательным и относительно защищенным от рыночной власти». Подобного рода настроения в России способствовали принятию в прошлом году «второго антимонопольного пакета», который расширил полномочия ФАС. «Третий антимонопольный пакет» их уменьшит, однако в соответствии с «эффектом храповика» ФАС не планирует возвращать эти полномочия на докризисный уровень. Случись в стране новый кризис, маневр «два шага вперед, один назад» наверняка повторится.

Не только кризис, но и успешное развитие несет опасность роста антимонопольного регулирования. По наблюдению Рональда Коуза, «когда экономист обнаруживал что-либо… чего он не понимал, он искал объяснение в монополии. А поскольку мы очень невежественны… число непонимаемых явлений деловой жизни оказывается довольно значительным, а объяснение с помощью монополии — частым». Естественно, наименее понятными обычно оказываются новые деловые практики, а в молодых рыночных экономиках вроде российской — практически всё. Только с течением времени экономисты находят «немонопольные» объяснения новых практик и первоначальные ограничения на их использование смягчаются. Таким образом, отмена и смягчение устоявшихся запретов типична, но типично и регулярное появление новых запретов. Случись в стране «инновационный рывок» с появлением новых товаров, деловых практик и бизнес-форматов, антимонопольные органы не замедлят развернуть борьбу, закручивая до упора и затем немного раскручивая гайки.

Оба эффекта — Хиггса и Коуза — сулят бизнесу мало хорошего и оба связаны с предубеждениями: относительно причин и способов преодоления кризисов, относительно объяснений деловых практик. Те, кто хочет избежать нового закручивания гаек, должны найти способ справиться с этими предубеждениями.

Примечания

Перейти к другим выпускам