Бизнес платит за больницы?

Дата публикации
Пятница, 28.05.2010

Авторы
Дмитрий Казанцев

Серия
ЭЖ-Юрист, № 18, 2010

Аннотация

Выступая в конце апреля перед депутатами Госдумы, Председатель Правительства РФ Владимир Путин сообщил, что отказываться от уже принятого решения повысить с начала 2011 года суммарные взносы в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования с 3,1 до 5,1% не имеет смысла. Председатель Правительства РФ отметил, что «бизнес уже получил паузу для подготовки к такому решению в текущем году».

 

Содержание
Зачем нужны дополнительные взносы?

В настоящее время суммарная ставка обязательных социальных платежей организации по общему правилу установлена на уровне 26%. Согласно ч. 2 ст. 12 и ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» суммарные социальные взносы с 2011 года устанавливаются в размере 34% и распределяются следующим образом:

— Пенсионный фонд РФ — 26%;

— Фонд социального страхования РФ — 2,9%;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 2,1%;

— территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3%.

Ранее Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ предлагали повысить ставку обязательных социальных взносов на 2011—2012 годы до 32%, не увеличивая при этом взнос в фонды обязательного медицинского страхования. Эта инициатива объяснялась тем, что до сих пор не подготовлена реформа здравоохранения, на проведение которой и предназначались спорные дополнительные 2% страховых взносов.

В связи с этим дополнительные проценты, которые работодатели будут уплачивать в течение 2010—2011 годов, Председатель Правительства предложил потратить на капремонт больниц и поликлиник, а также на повышение качества предоставляемых гражданам медицинских услуг. Здесь с целью конкретизации правительственных планов по расходованию этих средств стоит частично процитировать ежегодный Отчет о деятельности Правительства РФ, представленный Государственной Думе 20 апреля:

«Предлагается создать в составе Федерального фонда обязательного медицинского страхования специальный резерв средств в объеме, как раз равном двухпроцентному увеличению страховых взносов, которые будут зачисляться в систему ОМС с 1 января 2011 года. Для этого мы внесем изменения в законодательство об обязательном медицинском страховании, что позволит обосновать обособленность этого резерва […] Эти средства будут расходоваться на основе региональных программ по модернизации здравоохранения с учетом индивидуальных особенностей территорий […].

Сегодня более 30% всех лечебных учреждений страны находятся в аварийном или требующем капитального ремонта состоянии […]. Многие поликлиники и больницы не имеют достаточного оборудования для оказания медпомощи в соответствии с современными требованиями. Поэтому в течение двух ближайших лет мы выделим около 300 млрд рублей на приведение всей сети здравоохранения страны в порядок. При этом, конечно, в первую очередь средства должны направляться на ключевые направления. На совершенствование медицинской помощи по тем заболеваниям, которые являются основной причиной высокой смертности.

[…] На внедрение современных информационных систем в здравоохранении[…] предполагается направить порядка 24 млрд рублей. Это позволит повысить эффективность использования средств, значительно улучшить организацию доступа граждан к услугам медицинских учреждений.

[…] Еще 136 млрд рублей мы выделим на […] повышение уровня обеспеченности стандартов предоставления медицинских услуг. Они включают такие статьи затрат, как заработная плата медицинского персонала, лекарства, питание больных, расходные материалы и диагностическое оборудование.

[…] Средства по всем обозначенным выше трем направлениям получат только те субъекты Российской Федерации, которые примут программы модернизации здравоохранения» (http://premier.gov.ru/events/news/10291/).

Чтобы дать оценку правительственному решению, следует сначала разобраться, является ли такая дополнительная финансовая нагрузка на российские организации приемлемой и оправданной.

Для ответа на эти вопросы нужно понять, насколько существенны для организации отчисления в ФОМС, и составить представление о возможной эффективности использования средств, аккумулированных в результате установления таких дополнительных отчислений.

Возможно ли повышение взносов?

На первый взгляд даже двухпроцентная дополнительная нагрузка на бизнес в период выхода из экономической рецессии может показаться неоправданной, несвоевременной и чрезмерной, что признает и сам выступивший с такой инициативой Председатель Правительства РФ. Каждый процент от прибыли, направленный собственником в виде инвестиций на развитие своей организации, может иметь большое значение для посткризисного развития. А передача этих средств в доход государству может стать дополнительным препятствием для развития деловой активности в стране.

Но при этом стоит помнить, что обязательные социальные платежи, установленные Законом № 212-ФЗ, отличаются от налога на прибыль организаций не только обособленным нормативным регулированием и администрированием. Важнейшее отличие заключается в том, что, как следует из ст. 7 Закона № 212-ФЗ, объектом обложения по обязательным социальным страховым взносам служит не прибыль организации, а фонд оплаты труда. Последний в большинстве российских организаций представляет собой величину не только относительно небольшую, но и весьма свободно изменяемую работодателем.

Даже в условиях экономического роста зачастую нормативы оплаты труда в России оставались на весьма скромном уровне. Так, по данным Росстата, средний размер номинальной начисленной заработной платы лишь в начале 2010 года едва превысил 19 000 рублей, а в предкризисные годы был еще ниже. Экономическая же рецессия послужила поводом для массового увольнения работников, что в свою очередь также уменьшает фонд оплаты труда организации, а значит, и сумму обязательных для организации социальных платежей.

Помимо этого следует учитывать, что, во-первых, ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрены льготы и на тот редкий случай, когда годовой доход работника превышает 415 000 рублей: часть заработной платы, превышающей эту сумму, социальными платежами не облагается. Во-вторых, под обложение обязательными социальными страховыми взносами не подпадают все виды материального стимулирования работника, не входящие в фонд оплаты труда.

Говоря о дополнительном материальном стимулировании работника, стоит отметить и то, что сегодня сфера корпоративного дополнительного медицинского страхования в России все еще остается недостаточно развитой. Исходя из этого в повышении взносов в ФОМС можно усмотреть элемент социальной справедливости: работодателя, не желающего добровольно осуществлять инвестиции в здоровье работника напрямую (в рамках системы ДМС), обязывают делать такие инвестиции в косвенной форме (путем отчисления средств на ремонт и оборудование медицинских учреждений).

Не стоит забывать и о предложенных Председателем Правительства отраслевых льготах по обязательным страховым социальным взносам. Так, суммарная нагрузка на фонд оплаты труда для инновационных организаций, резидентов технико-внедренческих зон, малых предприятий при вузах и научных центрах до 2020 года составит 14%, на СМИ — 26% в 2011 году с постепенным повышением в течение последующих четырех лет. Соответствующий законопроект В. Путин на состоявшемся 22 апреля заседании Правительства РФ поручил разработать Минфину и Минздравсоцразвития совместно с ФОМС.

Наконец, в тот же день председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике А. Исаев заявил о реализации депутатами инициативы Президента РФ по освобождению от налога на доходы физических лиц и обложения страховыми взносами средств, направляемых работодателем на обеспечение своих работников полноценным горячим питанием.

 Необходимо ли повышение взносов?

Подведем итог: нагрузку на бизнес в виде дополнительных 2% страховых взносов в ФОМС едва ли можно назвать чрезмерной. Значит, и собранные дополнительные средства, планируемые к использованию на ремонт и оснащение больниц и повышение качества медицинских услуг, будут относительно скромны (так, В. Путин оценивает дополнительные поступления за два года в 460 млрд рублей).

В таких условиях общество и прежде всего бизнес-сообщество как основной поставщик этих дополнительных доходов вправе интересоваться тем, каким образом будут определяться принципы распределения средств между конкретными лечебными учреждениями и как планируется реально обеспечить целевое использование соответствующих финансовых ресурсов.

Разумеется, оба вопроса выходят за рамки темы собственно повышения страховых взносов в ФОМС, однако без ответа на каждый из них даже 2% дополнительных сборов с фонда оплаты труда организаций останутся не более чем дополнительным и неоправданным тормозом для выхода российского бизнеса из рецессии.

Примечания

Перейти к другим выпускам