Регионы просят доходов
Дата публикации
Среда, 17.03.2004
Авторы
С. Зотов О. Чиркунов В. Пансков И. Трунин
Серия
Красное знамя (Томск)
Представители субъектов федерации предложили правительству скорректировать намеченное с 1 января 2005 года перераспределение между центром и регионами доходных источников и расходных полномочий.
Сенаторы разработали план перераспределения доходных источников между центром и регионами
Представители субъектов федерации предложили правительству скорректировать намеченное с 1 января 2005 года перераспределение между центром и регионами доходных источников и расходных полномочий.
По мнению кабинета министров, на федеральном уровне должны остаться НДС, акцизы, подоходный налог, ЕСН, налог на прибыль, НДПИ, водный налог, госпошлины и сборы за пользование объектами животного мира. К региональным налогам с 2005 года предполагается относить налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес. К местным налогам и сборам - земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и торговый сбор.
Однако, по мнению комиссии Совета Федерации по налоговой политике, такое распределение не увеличит обеспеченность субъектов собственными доходными источниками. "Когда затевали реформу, ставили целью обеспечить субъекты собственными источниками доходов, но этого не произошло", - констатирует председатель комиссии О. Чиркунов.
С ним соглашается аудитор Счетной палаты В. Пансков. По его словам, "ни о какой самостоятельности речь не идет, в результате перераспределения 78% доходов местных и региональных бюджетов будут формироваться отчислениями от вышестоящих бюджетов".
Такая ситуация сложится в связи с тем, что резко сократится количество местных и региональных налогов. Если сейчас действуют семь региональных и пять местных налогов, то с 2005 года останется лишь два региональных и четыре местных.
По мнению сенаторов, было бы рационально передать с федерального уровня на местный подоходный налог, а акцизы на нефтепродукты трансформировать в дорожный налог и также передать на уровень регионов. Если за счет подоходного налога финансируется содержание милиции, больниц и школ, то отдавать его на федеральный уровень несправедливо, считают представители налоговой комиссии Совета Федерации. Как считает аудитор Пансков, доходы от этого налога должны быть полностью оставлены в распоряжении местных властей. При этом им надо дать возможность варьировать ставку: понижать ее, а в ряде случаев вводить прогрессивную шкалу.
Резоны весомые. Да вот беда: чтобы реализовать планы сенаторов, потребуется более радикальным образом переписать бюджетное законодательство. Готов ли к этому Минфин? Вопрос. Как считает, например, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода И. Трунин, для предлагаемой сенаторами передачи подоходного налога в ведение местных властей необходимо будет вернуться к системе самостоятельного декларирования гражданами своих доходов. По мнению эксперта, эта система "идеально подошла бы для контроля за этим налогом на местном уровне". Сейчас же, по его словам, "подоходный налог взимается у источника выплат, то есть там, где зарегистрировано предприятие, а не где проживает налогоплательщик".
Сайт газеты
http://www.kz.sibr.ru/