Зависшая стратегия

Дата публикации
Среда, 29.06.2011

Авторы
В. Цымбал

Серия
Военно-промышленный курьер, № 24 (390), 22 июня 2011 года

Аннотация
Законопроекты, которые мы обсуждаем (ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», ФЗ «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии…»), в ближайшее время будут рассмотрены в Государственной думе и Совете Федерации.

Содержание
Один из них устанавливает новые параметры денежного довольствия. Основная часть второго касается военных пенсий. Содержание этих документов напрямую затрагивает жизненные интересы сотен тысяч наших граждан, защищавших страну в рядах Вооруженных Сил, в других силовых структурах…

Зададимся вопросом: на что направлены реформы денежного довольствия и пенсионного обеспечения? Наиболее емко на него отвечает принятая в апреле 2008 года «Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Она была разработана, обсуждена на коллегии Министерства обороны, утверждена, опубликована и доведена до всех военнослужащих. Очень продуманный и конструктивный документ. Но о степени его выполнения сегодня почему-то не принято говорить. Почему?

Напомню всего лишь два пункта этой «Стратегии...» Первый – ввести Российскую армию в пятерку лучших армий мира. Второй – добиться, чтобы военнослужащие вошли в состав среднего класса России, а их денежное довольствие стало на 25 процентов выше средней зарплаты по стране. Говорится в «Стратегии…» также о том, что армия должна стать по-настоящему открытой, а гражданское общество принимать участие в контроле над ходом ее реформирования.

За минувшее время подготовлено много документов по социальному обеспечению, денежному довольствию и пенсиям военнослужащих – 10 федеральных законов, 30 указов и постановлений правительства, более 40 приказов министра обороны. Однако четкой, стройной системы денежного довольствия и пенсионного обеспечения так, на мой взгляд, и не выстроено.

В период с 2002 по 2008 год удалось навести относительный порядок в этом деле, было принято немало хороших решений. Но дальнейшие изменения нивелировали многое из уже наработанного. Например, введение специальных надбавок только для центрального аппарата Министерства обороны привело к тому, что рост денежного довольствия на нижних этажах войсковой иерархии замедлился. Дошло до того, что оклады младших офицеров, вплоть до майора, оказались ниже средней зарплаты по стране. Не говоря уже о солдатах, сержантах, прапорщиках и мичманах. А вот у представителей центрального аппарата МО РФ, наоборот, наблюдался всплеск в увеличении размеров зарплаты.

После 2009 года произошло, условно говоря, деление военнослужащих на тех, кто нужен военной организации, и тех, кто не нужен. Это подтверждалось приказами, которыми вводились высокие премии для одних и ничего не делалось для других. В итоге люди в погонах в основной своей массе, по данным правозащитных организаций, недовольны таким положением дел в обеспечении денежного довольствия.

Что касается военных пенсионеров, то за эти годы произошло одно положительное, хотя и не очень значимое событие – увеличение президентской надбавки к военной пенсии, которая положена по закону. В частности с 240 до 1000 рублей в месяц. Это было важно прежде всего для низкооплачиваемых пенсионеров, но ситуацию в целом не исправило.

Не буду называть все причины, которые обусловили необходимость реформы денежного довольствия. Но первая из них касается рядового и младшего командного состава. Ведь все указы, постановления и распоряжения в отношении этого контингента военнослужащих не выполнялись или срывались. К чему это привело? Если сравнить уровень профессионализма наших солдат и сержантов с мастерством профи армий ведущих государств Запада, то он окажется не на высоте. Более того, на сегодня главная ставка именно на контрактную армию сделана везде, кроме России. Последней в 2011 году отказалась от набора военнослужащих по призыву Германия.

Растет диспропорция в оплате труда военных в различных федеральных органах исполнительной власти, а также между государственными и гражданскими служащими и военнослужащими.

Что же дают новые законопроекты? Анализ показывает: увы, они в немалой степени носят декларативный характер. Практика выдает, что всегда неукоснительно выполнялись бюджетное послание президента, закрытый (недоступный общественности) перечень его поручений, а также ряд других указаний, которые оформлены так, что на них нельзя конкретно сослаться.

Напомню: у нас есть и «зависшие» на 20 лет документы. Например, постановление правительства РФ от 30 ноября 1992 года (неотмененное, но и невыполненное) «О начале перехода на добровольное комплектование». Указ президента Ельцина от 25 ноября 1996 года № 1592 «О завершении перехода на исключительно добровольное комплектование военной организации», который также провален. Даже в новой Военной доктрине РФ, принятой в 2010 году, имеется подпункт по данной проблематике. Но и он «завис», потому что новой федеральной целевой программы о переходе на контрактный способ комплектования Вооруженных Сил нет. Можно было бы назвать и указание президента РФ 2011 года об увеличении количества должностей рядового и младшего командного состава (РМКС), комплектуемых добровольно по контракту, до 425 тысяч. Эти документы в новых проектах федеральных законов не упоминаются, потому что их, судя по всему, никто не собирается выполнять.

В проектах федеральных законов, которые должны быть рассмотрены в Государственной думе 1 июля, говорится, когда начнет вводиться новая система денежного довольствия. Для Вооруженных Сил и Внутренних войск МВД РФ – с 1 января 2012 года. Для остальных силовых структур – с 1 января 2013-го. Новая система пенсионного обеспечения вводится одновременно для всех с 1 января 2012 года.

Указаны и ориентировочные суммы, которые на все это потребуются: порядка 61 миллиарда рублей в 2012-м и 134 миллиардов в 2013 году – на денежное довольствие, 180 миллиардов рублей – на военные пенсии. С гордостью разработчики документов заявляют, что денежное довольствие возрастет в 2,5–3 раза, а военные пенсии – в 1,5. Мы в лаборатории проверили эти цифры, просчитав конкретно по всем должностным категориям и воинским званиям. Что получилось?

Да, прирост денежного довольствия военнослужащих, прежде всего офицеров, будет приличный. Но это не решит проблему конкурентоспособности службы по контракту для солдат и сержантов. В армии первые два года контрактник станет получать 15 тысяч рублей, в то время как средняя зарплата по России сейчас уже перевалила за 20 тысяч. Получается, мы принимаем новый законопроект, но закладываем в него как бы старые параметры. Материальных стимулов к службе по контракту как не было, так и не появится. А профессия Родину защищать у солдата-контрактника как проигрывала на рынке труда, так и будет проигрывать по своей привлекательности.

Но больше всего нареканий по военным пенсиям. Когда мы пересчитали их размеры (при уходе в запас в плановом порядке и в экстремальных ситуациях), то выяснилось следующее. Например, сиротам, потерявшим кормильца, если этот кормилец солдат или сержант, положена пенсия за отца менее пять тысяч рублей. Но это же безобразие. Как существовать сироте на такие деньги? У меня у самого отец погиб в 1944 году, и я, десятилетний пацан, оказался тогда в подобной ситуации.

Посмотрели мы и на то, что произойдет с самими формулами, по которым будут рассчитываться денежное довольствие и военная пенсия. Так вот, при расчете пенсии сейчас предлагается отказаться от президентской надбавки, служившей подспорьем, как говорится, для низкооплачиваемых. Но самое интересное – предлагается растянуть реальное увеличение военной пенсии до максимальных размеров на… 23 года. Недавно премьер-министр Владимир Путин говорил, что хорошо бы выйти на уровень, когда военная пенсия составит 40 процентов от денежного содержания военнослужащего. Однако с 1 января 2012 года военные пенсионеры будут иметь не 40 процентов от того, что они получали в армии, а всего лишь 24. А заявленная сумма пенсионеру может «накапать» только через 23 года! Намечается ежегодно повышать пенсии на два процента. Извините, но дожить до того светлого будущего многим нынешним отставникам, боюсь, не суждено…

С учетом сказанного мы сформулировали критические оценки выдвинутых законопроектов, а также проанализировали, за счет чего столь существенно выросло денежное довольствие. Оказалось, что кроме надбавки за добросовестное выполнение своих обязанностей, сохранена и та премия, которая вводилась фактически за то же самое. Предполагается узаконить фонд денежного довольствия, созданный по распоряжению еще Любови Куделиной, когда она была заместителем министра обороны по финансово-экономическим вопросам. В законе об этом не сказано, но можно понять, что сохранится порядок, когда деньги запрашиваются под штатную численность, а реальная всегда меньше. Таким образом, оставшаяся разница будет распределяться как премиальные деньги. На мой взгляд, надо усиливать как раз другие надбавки – за качество несения боевой службы.

Что касается военных пенсий, то мне кажется, ситуацию надо исправлять двумя способами. Первый – все-таки сохранить президентскую надбавку, увеличив ее до размеров социальной пенсии. Тогда улучшим положение низкооплачиваемых пенсионеров. Второй – не вводить систему так называемого плавного увеличения военной пенсии, а сроки ее роста сократить с 23 до 10 лет, а то и больше, и гораздо раньше по времени приблизить ее к тому уровню, который назвал премьер-министр Владимир Путин.

Общие выводы таковы. Указания руководства нашей страны о соотношении военных пенсий и денежного довольствия в ближайшие годы не будут выполнены. «Стратегия социально-экономического развития до 2020 года» не реализуется. Замыслы комплектования Вооруженных Сил контрактниками не подкреплены привлекательностью денежного довольствия. Неравенство в размерах денежного довольствия военнослужащих различных федеральных органов исполнительной власти отразится потом и на пенсиях. Никакого ввода военных в состав среднего класса России не произойдет. Необходимость дополнительного премирования сверх традиционных надбавок денежного довольствия необоснованна. Попасть в пятерку лучших армий нашим Вооруженным Силам будет затруднительно. Таким образом, корректировка законопроекта необходима.

Примечания

Перейти к другим выпускам