Влияние государственных расходов на качество общего образования в России (Научные труды №152)

Дата публикации
Понедельник, 19.09.2011

Авторы
А. Кнобель И. Соколов Е. Худько

Серия
Научные труды

Аннотация

В настоящем исследовании предпринята попытка ответить на вопрос: насколько хорошо в России организована система оказания образовательных услуг в школе, и какие факторы являются наиболее значимыми для изменения качественных характеристик функционирования системы общего образования. Одним из ключевых выводов работы стал тезис о том, что решение задачи повышения качества общего образования лежит не столько в плоскости наращивания финансирования, сколько в сферах организации и управления образовательным процессом в школе.

Содержание

Введение 5
1. Качество общего образования: сущность и определяющие его факторы 7
1.1. Анализ социально-экономического назначения образования в международных исследованиях 7
1.2. Подходы к определению качества общего образования и критериев его оценки 12
1.3. Анализ результатов основных международных исследований качества общего образования (TIMSS, PISA) 20
1.4. Формирование перечня факторов, потенциально оказывающих влияние на качество общего образования 36
1.4.1. Детерминанты, характеризующие образовательный процесс 37
1.4.2. Детерминанты, оказывающие влияние на образовательный процесс 40

2. Влияние государственных расходов и прочих факторов на качество общего образования 41
2.1. Обзор литературы, посвященной анализу эффективности образования 41
2.2. Непараметрический подход к оценке влияния расходов на школьное образование 48
2.2.1. Методика непараметрического анализа 50
2.2.2. Результаты непараметрического анализа 53
2.3. Выявление факторов уровня образования школьников 67
2.4. Оценка изменения качества образования при достижении уровня развитых стран 92

3. Особенности организации системы общего образования в России и их учет при разработке рекомендаций по повышению эффективности ее функционирования 97
3.1. Финансирование системы школьного образования 97
3.2. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала общеобразовательных учреждений 110
3.2.1. Повышение требований к уровню профессионализма школьных учителей 110
3.2.2. Анализ достаточности количества школьных учителей 114
3.2.3. Организация оплаты труда и мотивации учителей 117
3.3. Особенности организации образовательного процесса и возможные направления ее оптимизации 127
3.3.1. Основные тенденции в управлении общеобразовательными учреждениями (школьный менеджмент) 127
3.3.2. Продолжительность обучения 133
3.3.3. Профилизация программ школьного обучения 136
3.3.4. Организация школьного обучения 137
3.4. Способы улучшения основных характеристик обучаемого 141
Заключение 144
Библиография 150
Приложение 1. Средний балл учащихся 8-х классов по математике и естествознанию в отдельных странах – участницах исследования TIMSS 158
Приложение 2. Средний балл по математике и естествознанию в отдельных странах – участницах исследования PISA 159

Примечания

УДК 005.6::[336.1:373.3/.5](470+571)(066)
ББK 65.497.4(2Рос)-21я54+65.497.4(2Рос)-93-823.2я54+74.2я54
К53

Влияние государственных расходов на качество образования в России / А. Кнобель, И. Соколов, Е. Худько; под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева. – М.: Издательство Ин-та Гайдара, 2011. – 164 с.: ил. – (Научные труды / Ин-т эконом. политики им. Е.Т. Гайдара; № 152Р). – ISBN 978-5-93255-335-0. I. Соколов, Илья Александрович II. Худько, Елизавета Валерьевна

Настоящее издание подготовлено и напечатано по материалам исследовательского проекта Института Гайдара в рамках гранта, предоставленного Агентством США по международному развитию (АМР США). Ответственность за содержание несет Институт Гайдара, и мнение авторов, выраженное в данном издании, может не совпадать с мнением АМР США или правительства США.





Полная версия
/files/text/working_papers/152.pdf

Перейти к другим выпускам