Нежелание проводить пенсионную реформу может стоить бюджету 13,4 трлн рублей

Дата публикации
Среда, 15.02.2012

Авторы
Анна Резникова Валерия Хамраева

Серия
РБК Daily, 15.02.2012

Аннотация
Российский бюджет может не потянуть обещание Владимира Путина не повышать пенсионный возраст, свидетельствуют итоги прогноза банка UBS.

Содержание
Если новое правительство не примет решение о реформировании пенсионной системы, к 2031 году реальный дефицит бюджета составит 13,4 трлн руб. Эксперты считают, что решить проблему пенсионного фонда может лишь коренное изменение пенсионной системы.
Аналитики UBS спрогнозировали, каким будет дефицит Пенсионного фонда к 2031 году. В расчетах банка предполагалось, что уровень безработицы к этому времени снизится до 5,6%, однако 13,5% трудоспособного населения не смогут или не захотят работать, а примерно пятую часть доходов пенсионный фонд не будет получать из-за использования серых схем работодателями. Таким образом, к 2031 году численность работоспособного населения снизится на 11 млн человек, до 76 млн, число пенсионеров за это же время вырастет на 9 млн, до 40 млн. В итоге дефицит Пен­сионного фонда, считают в UBS, к 2031 году вырастет с 1,83 до 5,5% ВВП. При этом правительство будет вынуждено увеличить бюджетные отчисления на пенсии с 1,0 до 4,8% ВВП.
По прогнозам Минздравсоцразвития, дефицит Пенсионного фонда по итогам года увеличится до 1,075 трлн руб., или до 3% ВВП. Решить проблему за счет увеличения выплат работодателей не получится: повышение страховых взносов до 34% с 2011 года уже было признано Минфином ошибкой, поскольку выросла доля серых зарплат, а поступления по НДФЛ сократились на 0,3% ВВП. Решение проблемы бюджетного дефицита, в том числе и ставок страховых взносов, сейчас обсуждается в правительстве. Как рассказал РБК daily источник в администрации президента, макроэкономиче­ские вопросы будут также подниматься сегодня на совещании у президента Дмитрия Медведева в Горках.
Обсуждение реформы пенсионной системы сейчас строится вокруг предложений экспертов «Стратегии-2020». Они предлагают государству увеличить пенсионный возраст до 63 лет, повысить минимальный стаж с 5 до 15 лет, ввести дополнительный взнос за работу на вредном производстве и принять участие в системе софинансирования пенсий. Однако соруководитель группы «Стратегии-2020» и эксперт Института им. Е.Т. Гайдара Владимир Назаров считает, что этих мер будет недостаточно. «Основная проблема сегодня в том, что власть не готова к повышению пенсионного возраста», - говорит он.
Эксперт считает необходимым повысить пенсионный возраст завуалированно, «не называя вещи своими именами». Например, ввести программу стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию. «По нашим оценкам, где-то до 2020 года можно будет за счет этой меры протянуть, но потом ее все равно придется накладывать на повышение пенсионного возраста», - говорит эксперт. Однако после этого периода государству придется принимать более жесткие меры и переходить на адресную поддержку.
Повышение пенсионного возраста не сможет решить проблему дефицита бюджета, говорит научный сотрудник Института сравнительных исследования трудовых отношений Петр Бизюков. «Даже если сегодня повысить пенсионный возраст до 65 лет, то на пенсию все равно уйдет на 10 млн человек больше и доход от этой меры будет всего лишь порядка 80 млрд руб.», - подсчитал он. При том что дефицит пенсионной системы составил почти 1 трлн, такие изменения не покроют даже 10% дефицита, считает г-н Бизюков.
«Вопрос о выходе на пенсию не может решаться вне зависимости от вопросов установки разного пенсионного возраста для разных категорий населения», - уверен профессор НИУ ВШЭ Овсей Шкаратан. Эксперт предлагает разделять «группы населения, не обладающие нужной квалификацией», которых «не нужно задерживать до пенсии», и высококвалифицированных специалистов, «которые не работают в условиях, которые могут намеренно сократить жизнь».

Примечания

Полная версия
http://www.rbcdaily.ru/2012/02/15/focus/562949982813965

Перейти к другим выпускам