Сообщающиеся сосуды

Дата публикации
Понедельник, 12.04.2004

Авторы
Максим Блант Илья Трунин Егор Гайдар Алексей Кудрин

Серия
Еженедельный Журнал

Аннотация
Правительство преподаст гражданам урок политэкономии: размер пенсии отныне будет зависеть от налогов.
На прошлой неделе состоялось заседание правительства, посвященное налоговой реформе. Разработанные в Минфине законопроекты были розданы членам правительства заранее, с тем чтобы они могли ознакомиться с многократно переписанными документами. Уже на самом заседании концепция сильных изменений не претерпела: Фрадков не Касьянов – отправлять по три раза на доработку уже вынесенный на рассмотрение правительства документ не будет (по крайней мере, не в первый месяц своего премьерства). Так что в ближайшее время законопроекты окажутся в Думе, где ни бурных дебатов, ни кардинальных поправок тоже не предвидится – министр финансов Алексей Кудрин уже проконсультировался с представителями правящей партии, которые пообещали препон не чинить. Так что, по прогнозу того же Кудрина, уже в ходе весенней сессии налоговые законопроекты превратятся в законы, и Минфин сможет спокойно работать над бюджетом следующего года.

 

 

КРОВНОЕ ДЕЛО

Как правило, широкая публика следит за налоговыми новшествами с чисто академическим интересом – предпринимателей в стране не так много, а у большинства не слишком политически озабоченных граждан тема эта существует где-то на периферии сознания.

 

Нынешние инициативы совсем иного порядка. Они непосредственно касаются большей части всех работающих. Снижение единого социального налога (ЕСН) – самая масштабная из запланированных на этот год реформ в налоговой области – будет сопровождаться изменениями в пенсионной системе. Однако обо всем по порядку.

Максимальная ставка ЕСН, предусмотренная регрессивной шкалой (чем больше зарплата, тем меньше налог, который уплачивает с нее работодатель) налога, которая сегодня составляет 35,6% от фонда оплаты труда, снизится почти на 10 пунктов – до 26%. Меняется и сама шкала. Если раньше ставка налога по-разному исчислялась для годовых доходов до 100 000 рублей, от 100 000 до 300 000 рублей, от 300 000 до 600 000 и более 600 000 рублей, то теперь градаций будет меньше – нижняя граница переместилась к 300 000 рублей в год. В результате, по словам Алексея Кудрина, в бизнесе останется примерно 280 млрд рублей (или 10 млрд долларов), но, естественным образом, Пенсионный фонд, который черпает средства из ЕСН, недополучит то, что ему причиталось.

 

Для изменения пенсионной системы были и другие причины. Из-за высокой ставки налога многие работодатели по-прежнему платят часть зарплаты «вчерную», а некоторые – и всю целиком. К настоящему моменту в стране насчитывается до 20 млн работников, за которых не отчисляют средства вообще ни в какие фонды. Долгое время ставку налога держали высокой, чтобы как-то компенсировать недостачу, но это лишь способствовало дальнейшему росту числа неплательщиков. Порочный круг необходимо было разорвать. На что правительство и решилось, однако без издержек не обошлось.

 

Если раньше на накопительную часть пенсии могли рассчитывать мужчины, родившиеся в 1953 году и позже, и женщины, начиная с 1958 года рождения, то сейчас все, родившиеся до 1967 года, вне зависимости от пола, лишаются накопительной части пенсии. Заведенные в Пенсионном фонде России счета они смогут пополнять добровольно, перечисляя туда каждый месяц 4% своей зарплаты. Тем, кто на это согласится, государство будет перечислять еще 2000 рублей в год. Правда, эти 2000 в отличие от остальных, добровольно перечисленных средств, инвестироваться никуда не будут, то есть до выхода на пенсию они будут просто «нарисованы» на счетах. Но и это еще не все.

 

Доступ к накопительной пенсии получат только те мужчины, которые согласятся работать до 65 лет, и женщины, готовые работать до 60 лет (вместо нынешних 60 лет для мужчин и 55 – для женщин).

 

Для самой молодой категории граждан правительство тоже приготовило «сюрприз»: Алексей Кудрин заявил, что начиная с 2032 года (то есть как раз тогда, когда на пенсию будут выходить мужчины 1967 года рождения) страна полностью перейдет на накопительную пенсионную систему. Значит, для тех, кому в этом году исполняется 38 лет и менее, накопительная часть будет не «прибавкой к пенсии», а собственно пенсией.

 

 

ГОРЬКАЯ ПРАВДА

Фактически огромная армия работающих в возрасте от 38 до 51 года поставлена перед выбором: согласиться на мизерную пенсию (разрыв между средней зарплатой и средней пенсией будет еще больше, чем сейчас) либо добровольно поступиться частью доходов (порой весьма невысоких) сейчас и проработать до пенсии лишних пять лет. Выбор, прямо скажем, между плохим и очень плохим. Руководитель лаборатории проблем фискального федерализма Института экономики переходного периода Илья Трунин так объяснил обозревателю «Еженедельного Журнала» действия правительства: «Вся эта реформа возникла потому, что у нас пенсионная система находится в состоянии кризиса. Преобразования, которые начались два года назад, ни к чему не привели. Даже с учетом того, что появилась какая-то накопительная часть, в рамках нынешней системы мы коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате. – «Еженедельный Журнал») повысить не сможем, он останется не выше 30%, что очень мало, в развитых странах он составляет 60–70%. Без существенного увеличения пенсионного возраста мы из этого тупика не выйдем. Но на то, чтобы нормативно поднять пенсионный возраст, Путин не пойдет даже в первый год второго президентства. Поэтому такое решение и принято».

Правда, директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар считает, что были и другие возможности. «Я бы строил реформу, исходя из того, что не следует менять элементы уже созданной системы, – сказал он обозревателю «Еженедельного Журнала», – и не трогал бы накопительную часть для работников среднего возраста». По его мнению, можно дать какие-то дополнительные права гражданам, но отнимать права, которые только-только дали, Гайдар считает стратегически неправильным.

 

Однако что сделано, то сделано. Если верить подсчетам Министерства финансов, «добровольцы» при выходе на пенсию получат 57–60% от средней зарплаты, а это уже вполне приемлемый европейский уровень.

 

В правительстве, правда, не слишком рассчитывают, что все потенциальные пенсионеры сразу загорятся желанием лишиться части зарплаты. Вряд ли сегодня в стране, которая еще и тринадцати лет не живет по рыночным законам, найдется много людей, готовых целую четверть века добровольно отдавать часть своих доходов без возможности отозвать деньги обратно, – когда едва хватает на жизнь сейчас, вряд ли кто-то в первую очередь станет заботиться об эфемерном благополучии в старости. Есть еще один аргумент, который, возможно, многих остановит: по статистике, мужчины в России живутв среднем до 59 лет, поэтому многие, услышав о необходимости копить и работать до 65, почувствуют себя обманутыми.

 

«Мы ставим задачу, чтобы за семь–десять лет на эту форму вышли хотя бы 25% граждан», – говорит Алексей Кудрин. Министр финансов считает, что таким образом в России будет сформирована «культура заботы о своем будущем». Это, пожалуй, главный положительный эффект нынешней налоговой реформы. Тем, кому сейчас около сорока, недвусмысленно дали понять, что о своем будущем они должны позаботиться сами. При этом государство готово им помочь, в том числе и деньгами, но и они должны приложить определенные усилия. По крайней мере, этот вариант гораздо честнее первоначальных обещаний, которые государство при всем желании не могло выполнить.

 

Правда, обделенными наверняка почувствуют себя не только граждане, но и управляющие компании, сделавшие ставку на работу с накопительными пенсиями. По оценкам УК «КапиталЪ», новые правила игры приведут к тому, что объем пенсионных накоплений к 2010 году составит около 350 млрд рублей вместо 1,2 трлн рублей, прогнозировавшихся ранее.

 

Действительно, правительство можно упрекнуть в том, что «правила игры» меняются слишком часто. Хотя и с оговорками. Все последние годы власти декларировали «продолжение реформ». Никто – ни президент, ни правительство, ни «партия власти» – ни за год, ни за месяц до выборов не скрывали, что одним из ключевых пунктов экономической программы на следующий парламентско-президентский цикл станет снижение налогового бремени на экономику. Более того, весь предвыборный 2003 год «Единая Россия» не прекращала критиковать правительство за неамбициозность и нерешительность, в том числе и в деле снижения налогов. Только глухой мог не услышать, что вслед за снижением НДС с 1 января этого года ровно через год грядет снижение ЕСН. Один из чиновников финансового ведомства в беседе с обозревателем «Еженедельного Журнала» совершенно справедливо заметил: «Если кто-то не подумал, что ЕСН – целевой налог, идущий на социальные нужды, и прежде всего в Пенсионный фонд России (ПФР), а значит, сколько доходов государство от этого налога получает, такие пенсии оно и платит, то никакой вины правительства, «Единой России» или президента в этом нет».

 

Зато хозяева и руководители предприятий смогут инвестировать оставшиеся в экономике после снижения ставок деньги, создавать новые рабочие места, модернизировать производство, повысить конкурентоспособность, вывести экономику на темпы роста, которые позволят удвоить ВВП. А могут не инвестировать, не создавать и не модернизировать, а потратить деньги, скажем, на виллы в Испании. По большому счету это ничего не меняет. Главное, что через государственные каналы будет проходить меньше денег, а в бизнесе их будет оставаться больше. А значит, при прочих равных условиях российская экономика станет более привлекательной для инвесторов.

 

 

ПРОЩАЙ, БТИ

Изменения, связанные с пенсиями, – главное, но не единственное новшество, имеющее непосредственное отношение к гражданам. Изменится налог на наследство и дарение. Сегодня ставка в зависимости от степени родства варьируется от 5 до 40%. Со следующего года предлагается брать 5–13%. Причем облагаться налогом будут только земля, недвижимость и транспортные средства. Радоваться, однако, не стоит. Налог будет взиматься не с сумм, указанных, как раньше, во всевозможных справках, а с рыночной стоимости. То же относится и к налогу на имущество физических лиц. Сегодня он варьируется от 0,5 до 2%. Правительство предлагает снизить ставку до 0,1%. Однако из-за того, что платить придется исходя из реальной стоимости жилья, сумма может вырасти в несколько раз.

 

Единственное, что, быть может, хоть как-то успокоит не привыкшего к ответственности российского обывателя, – сознание того, что страдать он будет не один. Как и было обещано, правительство решило увеличить поборы с нефтяной отрасли – вырастет налог на добычу полезных ископаемых и экспортные цены на нефть. В бюджет это должно принести 80–90 млрд рублей. Но это только предположения, окончательный результат будет зависеть от цены сырья на мировом рынке. Вероятность того, что в следующем году она упадет, остается достаточно высокой.

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам