Легче закрыть, чем переделать: Финансовое состояние предприятий ЖКХ в малых городах близко к катастрофическому
Дата публикации
Понедельник, 28.07.2003
Авторы
Владислав Долгов
Серия
Газета Новые Известия
Аннотация
В минувшую пятницу эксперты Фонда «Институт экономики города» и Института экономики переходного периода обсуждали ход перестройки жилищно-коммунальной отрасли. Итог шокирует: некоторые российские города легче ликвидировать, чем провести в них полноценную реформу ЖКХ.
По данным экспертов, с начала реформы ЖКХ прошло более 10 лет. За это время граждане стали платить за тепло и воду в среднем больше почти на 70 процентов, чем в 1991 году. И это практически единственный зримый с точки зрения оздоровления экономики результат реформы.
Основные цели, ради которых была задумана перестройка, считают эксперты, не достигнуты. Управлять «коммуналкой» продолжают безальтернативные ДЭЗы. При этом качество услуг не улучшилось, а износ основных фондов только увеличился. По данным Главного контрольного управления (ГКУ) президента РФ, «за годы реформ в ЖКХ износ инженерного оборудования достиг 73%, инженерных сетей 65%». А если учесть, что денег на ремонт теплосетей в бюджетах малых городов нет, крупный бизнес ими никогда не заинтересуется из-за слишком маленького потока платежей, то получается, их (города) легче ликвидировать, чем привлечь инвестиции и начинать полновесную реформу ЖКХ.
Что интересно, население, на которое власти взвалили основной груз коммунальных платежей, продолжает послушно платить за некачественные услуги. И его роль в управлении жилфондом остается пассивным. Товарищества собственников жилья и другие объединения граждан по управлению жилищным фондом – инициатива отнюдь не самих жильцов, за редким исключением, а администраций. Даже если предположить невозможное – завтра власти прикажут всем потребителям платить за услуги ЖКХ все 100 процентов, граждане, скорее всего, заплатят. Ярким подтверждением этой мысли служат данные «Института экономики города». В прошлом году население заплатило за услуги 240 млрд. рублей, или на 40% больше, чем в 2001 году, а число получателей бюджетных субсидий выросло всего на 2% (всего сегодня в стране 10% населения получают помощь бюджета). Это значит, что население прекрасно обходится без дотаций и платит столько, сколько надо. Как считают в «Институте экономики города», главная же причина создавшейся ситуации в том, что десять лет назад, когда была разработана правильная концепция реформы, тарифы на коммунальные услуги на федеральном уровне заморозили, тогда как все остальные цены были отпущены. Коммунальные услуги так и не стали товаром.
Как известно, превратить их в товар должны теперь представители АО «Российские коммунальные системы», которые хотят регулировать положение в коммунальной отрасли через тарифную политику. Причем не только в сфере ЖКХ, но параллельно и в электроэнергетике. Общеизвестно, что около половины структуры коммунальных тарифов приходится на платежи за энергоносители и электроэнергию. Вот почему на прошедшей в пятницу пресс-конференции первый замминистра экономического развития Андрей Шаронов подчеркнул, что «реформу ЖКХ надо синхронизировать с реформой электроэнергетики и газовой отрасли».
Как говорит Борис Сиваев, эксперт Института экономики города, существует всего два пути увеличения притока денег в «коммуналку»: либо удорожание самих коммунальных услуг, либо повышение оплаты услуг населением. Второе вряд ли возможно накануне выборов, потому что для власти это равносильно самоубийству. Следовательно, подорожают сами услуги, увеличив дыры в бюджетах предприятий ЖКХ.
Вырастут и неплатежи за услуги коммунальщиков. Примерно половину из 180 млрд. рублей (дебиторская задолженность ЖКХ, то есть неоплаченные услуги), по данным экспертов института экономики города, задолжало предприятиям ЖКХ государство. Признать юридически этот долг – принципиально важно, считает Сиваев. Эксперты считают, что только после этого можно приступать к переговорам с крупным бизнесом, способным инвестировать в российскую коммунальную отрасль. И, как заметила эксперт института экономики переходного периода Ирина Стародубровская, говоря о провалившейся концепции реформы ЖКХ, «с бизнесом надо будет договариваться».
В минувшую пятницу эксперты Фонда «Институт экономики города» и Института экономики переходного периода обсуждали ход перестройки жилищно-коммунальной отрасли. Итог шокирует: некоторые российские города легче ликвидировать, чем провести в них полноценную реформу ЖКХ.
По данным экспертов, с начала реформы ЖКХ прошло более 10 лет. За это время граждане стали платить за тепло и воду в среднем больше почти на 70 процентов, чем в 1991 году. И это практически единственный зримый с точки зрения оздоровления экономики результат реформы.
Основные цели, ради которых была задумана перестройка, считают эксперты, не достигнуты. Управлять «коммуналкой» продолжают безальтернативные ДЭЗы. При этом качество услуг не улучшилось, а износ основных фондов только увеличился. По данным Главного контрольного управления (ГКУ) президента РФ, «за годы реформ в ЖКХ износ инженерного оборудования достиг 73%, инженерных сетей 65%». А если учесть, что денег на ремонт теплосетей в бюджетах малых городов нет, крупный бизнес ими никогда не заинтересуется из-за слишком маленького потока платежей, то получается, их (города) легче ликвидировать, чем привлечь инвестиции и начинать полновесную реформу ЖКХ.
Что интересно, население, на которое власти взвалили основной груз коммунальных платежей, продолжает послушно платить за некачественные услуги. И его роль в управлении жилфондом остается пассивным. Товарищества собственников жилья и другие объединения граждан по управлению жилищным фондом – инициатива отнюдь не самих жильцов, за редким исключением, а администраций. Даже если предположить невозможное – завтра власти прикажут всем потребителям платить за услуги ЖКХ все 100 процентов, граждане, скорее всего, заплатят. Ярким подтверждением этой мысли служат данные «Института экономики города». В прошлом году население заплатило за услуги 240 млрд. рублей, или на 40% больше, чем в 2001 году, а число получателей бюджетных субсидий выросло всего на 2% (всего сегодня в стране 10% населения получают помощь бюджета). Это значит, что население прекрасно обходится без дотаций и платит столько, сколько надо. Как считают в «Институте экономики города», главная же причина создавшейся ситуации в том, что десять лет назад, когда была разработана правильная концепция реформы, тарифы на коммунальные услуги на федеральном уровне заморозили, тогда как все остальные цены были отпущены. Коммунальные услуги так и не стали товаром.
Как известно, превратить их в товар должны теперь представители АО «Российские коммунальные системы», которые хотят регулировать положение в коммунальной отрасли через тарифную политику. Причем не только в сфере ЖКХ, но параллельно и в электроэнергетике. Общеизвестно, что около половины структуры коммунальных тарифов приходится на платежи за энергоносители и электроэнергию. Вот почему на прошедшей в пятницу пресс-конференции первый замминистра экономического развития Андрей Шаронов подчеркнул, что «реформу ЖКХ надо синхронизировать с реформой электроэнергетики и газовой отрасли».
Как говорит Борис Сиваев, эксперт Института экономики города, существует всего два пути увеличения притока денег в «коммуналку»: либо удорожание самих коммунальных услуг, либо повышение оплаты услуг населением. Второе вряд ли возможно накануне выборов, потому что для власти это равносильно самоубийству. Следовательно, подорожают сами услуги, увеличив дыры в бюджетах предприятий ЖКХ.
Вырастут и неплатежи за услуги коммунальщиков. Примерно половину из 180 млрд. рублей (дебиторская задолженность ЖКХ, то есть неоплаченные услуги), по данным экспертов института экономики города, задолжало предприятиям ЖКХ государство. Признать юридически этот долг – принципиально важно, считает Сиваев. Эксперты считают, что только после этого можно приступать к переговорам с крупным бизнесом, способным инвестировать в российскую коммунальную отрасль. И, как заметила эксперт института экономики переходного периода Ирина Стародубровская, говоря о провалившейся концепции реформы ЖКХ, «с бизнесом надо будет договариваться».
Примечания
Оригинал статьи
http://www.newizv.ru/news/?id_news=34&date=2003-07-28