Пенсии закатают в асфальт

Дата публикации
Среда, 02.10.2013

Авторы
Маргарита Лютинова

Серия
Ведомости 2.10.2013

Аннотация
Правительство лишает рынок пенсионных накоплений, но инфраструктурные компании еще рассчитывают на них. Получить их хотел бы «Автодор»

Содержание

«Автодор» обсуждает с Минтрансом возможную схему привлечения пенсионных накоплений для финансирования его проектов, сообщил предправления госкомпании Сергей Кельбах, выступая на форуме «ВТБ капитала» «Россия зовет!». Пока вопрос предварительно прорабатывается, сказал он, точной модели еще нет.

Представитель Минтранса вчера вечером был недоступен для комментариев. Это могла бы быть схема, аналогичная механизму финансирования программы РЖД (см. врез), говорит федеральный чиновник, тогда «Автодор» сможет расширить линейку инструментов для финансирования своих проектов. Из-за решений правительства по пенсионной системе возникла неопределенность, признает он, но пенсионные накопления — важный источник финансирования инфраструктуры.

Чтобы сократить трансферт Пенсионному фонду, правительство решило обнулить накопительную часть пенсии молчунов в пользу страховой. В связи с этим директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов предупредил на прошлой неделе, что в 2013 г. госкорпорация завершит покупку инфраструктурных облигаций — с 2014 г. средств на это не будет.

Средств не будет именно на масштабные программы заимствований — как у ФСК или РЖД, объясняет человек, близкий к ВЭБу, на небольшие выпуски деньги потенциально найти можно. У ВЭБа есть доход от вложений, периодически погашаются облигации и высвобождаются средства, говорит он. Сколько пенсионных денег потребуется госкомпании, еще не определено, знает человек, близкий к «Автодору», в любом случае это вопрос не 2013 г., а будущего.

У госкомпании уже есть опыт займов на рынке: в 2011 г. она разместила пробный выпуск облигаций на сумму 3 млрд руб. с погашением в 2016 г. В апреле Fitch присвоило госкомпании рейтинг на уровне суверенного — BBB. «Автодор» на 100% принадлежит государству, долг обеспечен госгарантиями, к тому же у госкомпании «сильные операционные связи с государством», указывало агентство.

Долгосрочная программа госкомпании предполагает, что до 2020 г. «Автодор» выпустит облигации еще на 80 млрд руб. (см. график). Сверх этого можно было бы привлечь до 100 млрд руб. на срок до 30 лет, говорит человек, близкий к «Автодору». Это помогло бы запустить проекты, которые стоят в очереди за финансированием, надеется он, например, денег на обход Балашихи и Ногинска пока не хватает.

Инфраструктурные облигации приносят низкую доходность, например, у РЖД — инфляция плюс 1 п. п., указывает Владимир Назаров из Института Гайдара: это способ сохранить, а не заработать. Поэтому инвестировать пенсионные деньги в такие бумаги можно лишь в развитых накопительных системах с большим объемом средств, отмечает он. К тому же покупка инфраструктурных облигаций сопряжена с рисками, замечает Назаров: в бонды стоит вкладывать всего 2-3% портфеля Пенсионного фонда, а «Автодору» этого может не хватить.



Примечания

Перейти к другим выпускам