Фактор неопределенности
Дата публикации
Понедельник, 21.09.2015
Авторы
Павел Трунин
Серия
КоммерсантЪ-Огонек
Павел Трунин, завлабораторией денежно-кредитной политики Института экономической политики им. Гайдара
Неопределенность, повысит ли ФРС ключевую ставку или нет, сохранялась длительное время. Незнание само по себе имеет негативное влияние, ведь создает нервозность на рынке. А решение ФРС — это сигнал: признается ли состояние американской экономики достаточно хорошим для ужесточения монетарной политики. Ведь это означает рост привлекательности доллара и, как следствие, отток средств с развивающихся рынков, в том числе и российского. А интерес, проявленный в России к решению ФРС, лишний раз показывает, что рубль находится преимущественно под влиянием внешних факторов.
Год назад большую роль играл геополитический фактор. Рубль начал слабеть до того, как стали снижаться цены на нефть. В этом году геополитическая ситуация по-прежнему напряженная. Но, по крайней мере, она не ухудшается, серьезных проблем в этом плане нет. В текущих условиях курс рубля определяют в основном цены на нефть. Поскольку они плохо прогнозируемы, соответственно и курс рубля слабо поддается прогнозу. С одной стороны, на мировом рынке переизбыток нефти. С другой — добыча в Америке сокращается. Что получится в итоге, сложно сказать. Зависимость же вполне очевидная. Вырастут цены на нефть — рубль будет укрепляться. Будут падать цены на нефть — рубль будет слабеть и дальше. В такой ситуации экономисты считают, что наилучшим прогнозом является текущее значение курса.
Внешние факторы — ключевые. Однако неправильно считать, что наша экономика ни при чем. Хотя она опять же завязана на цене на нефть: основные доходы Россия получает от нефти и других ресурсов. В то же время мы один из крупнейших в мире производителей нефти. Согласно недавнему заявлению российского руководства, цель, как, к слову, и у властей Саудовской Аравии,— наращивать экспорт. Необходимость этой меры понятна. Та же Саудовская Аравия тратит огромные резервные средства на поддержание курса своей валюты, но они у нее были накоплены.
Что в текущей ситуации делать обычным россиянам? Совет традиционный — диверсифицировать свои сбережения... Конечно, валютные колебания создают напряжение. Но вряд ли стоит ожидать ажиотажа, подобного тому, что последовал за ослаблением рубля в конце 2014 года. Доходы населения падают, снизился потребительский спрос. А наша зависимость от импорта, несмотря на продовольственные санкции, остается высокой. Импортеры закладывают в стоимость товара валютные риски. Однако при ослаблении рубля импортные товары — электроника, одежда, лекарства,— вероятно, подорожают, пусть и не столь сильно, как год назад.
Полная версия
http://www.kommersant.ru/doc/2800746