Факторы дифференциации цен в российских регионах

Дата публикации
Вторник, 07.11.2017

Авторы
Перевышин Ю.Н., Синельников-Мурылев С.Г., Трунин П.В.

Серия
Экономический журнал ВШЭ. 2017. Т.21. №3. С.361–384

Аннотация

В работе исследуются факторы дифференциации региональных уровней цен в Российской Федерации в пространственном разрезе. Исходя из официальных статистических данных стоимость фиксированного набора товаров и услуг в различных регионах может в настоящее время отличаться более чем в два раза. На основе эконометрических методов панельного анализа данных установлено, что в период 2000–2015 гг. различия региональных цен обусловлены влиянием следующих факторов: эффект Балассы – Самуэльсона (различия заработных плат, структуры региональной экономики, структуры доходов населения); издержки региональной торговли (удаленность региона от других субъектов РФ); уровень монополизации розничной торговли. Полученные в статье результаты могут быть использованы при моделировании и анализе последствий экономической политики, направленной на борьбу с бедностью, так как отличия в покупательной способности одного и того же дохода в различных регионах России создают предпосылки для непредвиденных изменений неравенства. Региональные ценовые различия следует учитывать при оценке эффективности реализации транспортно-логистических проектов. Такие проекты могут приводить к уменьшению региональных ценовых различий вследствие снижения издержек межрегиональной торговли. Полученные результаты важны при разработке и анализе последствий денежно-кредитной политики. Решения в сфере монетарной политики одинаковы для всех регионов. Однако действие факторов региональной ценовой дифференциации может приводить к разному влиянию принимаемых решений на инфляцию в отдельных субъектах РФ. Таким образом, учет ценовых различий между регионами РФ может повысить точность прогнозирования последствий мер денежно-кредитной политики.

Полная версия
https://ej.hse.ru/data/2017/10/23/1157843349/Перевышин.pdf

Перейти к другим выпускам