Сергей Приходько: "У нас и партнеров из ВТО разные менталитеты. Включить в наше законодательство нормы, по которым многое отдается на откуп чиновникам, просто нельзя"
Дата публикации
Понедельник, 17.02.2003
Авторы
Г. Базина С. Приходько
Серия
Бюро Правовой Информации
О ходе переговоров по поводу вступления России в ВТО корреспонденту БПИ Галине Базиной рассказал директор по международным проектам Института экономики переходного периода Сергей Приходько.
- Какие претензии предъявляют члены ВТО к России по одному из системных вопросов - таможенному законодательству?
- Принципиальных претензий нет, но, например, они предъявляют претензии по таможенным сборам. У нас за таможенное оформление берется сбор в процентах от стоимости товара, а в ВТО считают, что сборы должны соответствовать затратам таможни на оформление. С их точки зрения, сбор не может быть в адвалорной форме, поскольку затраты на оформление одной фуры золота и сена в принципе одинаковые. В новом варианте Таможенного кодекса этот вопрос урегулирован.
Еще пример – у нас разные менталитеты. Для наших партнеров ситуация, когда многое отдается на решение таможенного офицера, является нормальной, ведь он взяток не берет и действует, исходя из логики. Оставить аналогичную норму в нашем законодательстве нельзя.
В новом кодексе, одобренном нашими партнерами, появятся новые главы – о защите интеллектуальной собственности и др. Но ГТК по-прежнему берет на себя много ответственности, поэтому новая редакция Таможенного кодекса все никак не может получить одобрение профильного подкомитета Госдумы.
- Почему наши переговорщики отказываются брать на себя обязательства по выравниванию цен на энергоносители на внутреннем и мировом рынках, ведь в результате проведения реформ внутренние цены все равно вырастут. Может быть, следует пойти на уступки и, тем самым, придать ускорение переговорному процессу?
- Переговоры носят конфиденциальных характер, и обоснованность каждой позиции обсуждается на закрытых заседаниях правительства. Впрочем, общеизвестно, что Россия хочет вступать в ВТО на так называемых стандартных условиях, однако наши партнеры не всегда придерживаются этой позиции. Сейчас есть ряд соглашений, не носящих обязательный характер. Возможно, с началом нового раунда торговых переговоров они станут обязательными, но пока они таковыми не являются – это так называемые обязательства "ВТО+". Мы считаем, что требование выровнять цены на энергоносители относится к "ВТО+", поэтому на него не идем.
Одним из необязательных является соглашение по торговле гражданской авиацией. США настаивают на том, чтобы мы его подписали, поскольку в Меморандуме по гражданской авиатехнике, подписанном в 1996 году Черномырдиным и Гором, в общем виде содержится обязательство российской стороны к нему присоединиться. Однако российские производители требуют не подписывать это соглашение в течение не менее 7 лет с момента присоединения к ВТО.
- Российскую сторону склоняют к подписанию необязательного соглашения по госзакупкам. А в чем его суть?
- Это тоже одно из требований пакета "ВТО+". Интерес наших партнеров очевиден – эти соглашения сильно либерализуют рынок правительственных закупок, который является очень привлекательным. Это ведь почти все дорожное строительство, большая часть недорожного строительства и т.д. У нас есть ограничения по доступу на этот рынок иностранных компаний. Законодательная база и практика ее применения еще только формируются, и участие в соглашении может нанести ущерб отечественным поставщикам. Кроме того, госорганы не имеют опыта проведения тендеров по правительственным закупкам.
- А отмена экспортных пошлин – тоже "ВТО+"?
- Экспортные пошлины на переговорах не слишком-то обсуждаются. Они ведь, скорее, понижают конкурентоспособность российских товаров. Поэтому наши партнеры на их отмене не настаивают.
Кроме того, по нестандартным требованиям переговоры ведутся по гармонизации торговли химическими товарами и по информационным технологиям, хотя в последнем случае можно было бы и присоединиться к соглашению по беспошлинной торговле IT.