Самая таинственная реформа

Дата публикации
Пятница, 10.10.2003

Авторы
Иван Николаев

Серия
Русский Курьер № 118 10.10.2003

Аннотация
Вчера российское правительство рассматривало самую болезненную и самую таинственную реформу - административную. Таинственной ее можно назвать потому, что никто не знает, в чем эта реформа должна заключаться. Существуют доклады на эту тему, написанные либеральными экономистами, но их грандиозные идеи пока еще не стали официальным мнением. Правительство же пока ограничилось тем, что сокращает избыточные функции у министерств и ведомств.

Возглавляемая вице-премьером Борисом Алешиным комиссия по адмреформе предложила кабинету министров ликвидировать 111 из 5600 осуществляемых ими функций. А к марту следующего года реформаторы обещают полностью навести порядок в работе низовых структур исполнительной власти.

Проведением административной реформы заняты почти 600 человек, работающих на созданную в июле специальную правительственную комиссию под руководством вице-премьера Бориса Алешина.

 Семь рабочих групп комиссии рассматривали каждую из 5600 функций министерств и ведомств на предмет нужности или пересечения с функциями других органов исполнительной власти. Дублирующие функции и те, которые не соответствуют 57 задачам президентского послания Федеральному собранию и среднесрочной программе правительства, подлежат ликвидации. Госстрой может лишиться права приостанавливать строительство объектов во внесудебном порядке, а агентства по оборонным отраслям перестанут контролировать расчеты между разработчиками и производителями военной продукции в рамках военно-технического сотрудничества. У Минюста отнимут право устанавливать число нотариусов в округах.

 Однако в протокольном решении правительства к сегодняшнему заседанию комиссии поручено уже через месяц подготовить проекты нормативно-правовых актов по отмене первых ненужных функций. В дальнейшем, по словам Дмитриева, реформаторы планируют только наращивать темпы работы. До марта 2004 г. комиссия собирается закончить анализ всех 5600 функций органов исполнительной власти, рассматривая по 900 из них ежемесячно. К этому времени, говорит руководитель департамента МЭРТ Андрей Шаров, будет готов и перечень специально отобранных "обязательных для исполнения министерствами и ведомствами государственных функций".

 Наибольший интерес населения вызывает передача функции техосмотра автомобилей от ГАИ-ГБДД к  частным корпорациям. Вчера после заседания правительства вице-премьер Борис Алешин сказал, что технический осмотр транспортных средств должны осуществлять частные компании, а государство будет выполнять надзорную функцию за этими организациями. По его словам, ни в одной из развитых стран мира полиция не осуществляет технический осмотр транспортных средств. Эта функция реализуется компаниями, имеющими соответствующее техническое оборудование и квалификацию. Теперь Минтранс должен разработать условия и правила аккредитации компаний для осуществления ими техосмотра транспортных средств. Функция милиции в этом случае будет заключаться в контроле за выданными техническими паспортами. "Пересмотр функций государственных ведомств - это, безусловна важная часть административной реформы, но административная реформа к ней не сводится, - Заметил корреспонденту "РК" зав.лабораторией Института проблем экономики переходного периода Илья Трунин.- Административная реформа - это пересмотр принципов организация госаппарата, системы отношений между его частями, системы взаимодействия центральных и местных органов управления. Правительство сейчас делает то, что сделать легче всего, тем более, что анализом ведомственных функций уже давно занимались в Минэкономразвития под руководством замминистра Михаила Дмитриева".

 "Я  работал уже в четырех правительствах, и каждое ставило перед собой задачу провести административную реформу, - сказал корреспонденту "РК" председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. - Хотелось бы, чтобы это понятие не было в итоге девальвировано, и в конце концов мы бы предприняли какие-то реальные шаги. Конечно, анализ и сокращение избыточных функций - это важная задача, но сводить административную реформу к сокращению количества чиновников не правильно. Это подмена понятий. Важно не количество чиновников, а их эффективность. На мой взгляд, важнейшей частью  административной реформы должно было бы стать создание административных судов, в которых граждане могли бы обжаловать действия публичных властей.  Такие суды есть во многих странах. Возможно, у нас не надо создавать по одному административному суду в каждом субъекте федерации, но по одному на три-четыре региона  стоило бы создать".

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам