Налоги. Бессмысленный спор

Дата публикации
Понедельник, 09.06.2003

Авторы
Екатерина Шохина

Серия
Expert

Аннотация
Налоговая реформа де-факто опять откладывается. Вместо снижения налогов на факторы производства - труд и капитал депутаты и правительство спорят о несущественных оборотных налогах.

Тридцатого мая президент РФ Владимир Путин направил в Госдуму, Совет Федерации и правительство бюджетное послание Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2004 году". Концепция бюджета в целом не изменилась. Несмотря на заявленную президентом амбициозную цель удвоить за десять лет ВВП, т. е. ежегодно обеспечивать не менее 7% экономического роста, действенных инструментов этого роста в бюджетном послании не просматривается. Речь идет о незначительном снижении налогового бремени на сектор услуг, ограничении непроцентных расходов, наращивании стабилизационного фонда.

Из пустого в порожнее

Споры вокруг намеченных на 1 января 2004 года налоговых новациях не утихают уже почти месяц. Основные нарекания парламентариев вызывают предложение Белого дома снизить базовую ставку НДС с нынешних 20 до 18% при отмене налога с продаж, а также идея повысить ставку налога на имущество с 2 до 2,6%. По данным парламента, в результате бюджет недополучит 185 млрд, что не позволит в полном объеме профинансировать запланированные госрасходы.

Депутаты внесли на рассмотрение ряд законодательных инициатив, некоторые из которых являются альтернативой правительственным законопроектам, а другие предлагают дополнительные меры в области налоговой реформы. Так, в качестве альтернативы правительственным рассматриваются два законопроекта, касающиеся реформирования налога на добавленную стоимость и на имущество. Одновременно предлагается отменить решение о прекращении действия с 1 января 2004 года налога с продаж. Так, депутаты во главе с Георгием Боосом предлагают сохранить 5-процентный НСП при условии более существенного (до 16%) снижения НДС, а налог на имущество увеличить не на правительственные 0,6%, а на 0,2%.

Таким образом, в конфликте интересов теперь по одну сторону стоит правительство, которое поддерживают президент и торговые компании, заинтересованные в отмене налога с продаж, по другую сторону - депутаты, которых поддерживают региональные власти, не желающие расставаться со своим налогом, а также представители крупного и среднего бизнеса, занимающиеся производством и заинтересованные в более существенном, нежели 2%, снижении НДС.

Против неравенства

Аргументы сторонников правительственного варианта реформирования налоговой системы просты. Налог с продаж сложно поддается администрированию и контролю за исполнением его уплаты, а также ставит в неравные условия честных и нечестных продавцов-налогоплательщиков. "Доходы от налога с продаж крайне неравномерно распределены между бюджетами субъектов федерации. В прошлом году из общей суммы налога с продаж около тридцати шести процентов поступило в бюджет города Москвы, более десяти процентов - в бюджет Московской области и восемь - в бюджет Санкт-Петербурга. Максимальные поступления налога с продаж в расчете на душу населения превышают минимальные более чем в восемьдесят раз. Посему декларируемые правительством намерения по снижению уровня налоговой нагрузки эффективнее реализовывать за счет отмены налога с продаж, чем за счет снижения ставки НДС, так как это позволит сделать налоговую систему более равномерной и справедливой", - полагает заведующий лабораторией Института экономики переходного периода (ИЭПП) Илья Трунин.

Президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Пляцевой также считает неравенство налоговых условий важной проблемой: "Действующая редакция НК не обеспечивает равных условий налогообложения для бизнеса, создает неравные конкурентные условия на рынке, поощряя тем самым недобросовестную конкуренцию. Фактически пятипроцентный налог уплачивают только крупные сетевые торговые компании, да и то не все, рынки, частные магазинчики и прочие налогом не обременены".

В случае отмены налога с продаж руководители торговых компаний обещают снизить на 5% стоимость продаваемых ими товаров. Верится в это, однако, с трудом. Практика налоговых новаций наглядно демонстрирует, что снижение оборотных налогов не приводит к снижению цен на товары. Так, например, с 1 января 2002 года правительство обещало ввести 20-процентный НДС на лекарственные средства. Медицинский рынок стал готовиться к этому, и уже к концу 2001 года лекарства подорожали на 20%. В последний момент, 30 декабря 2001 года, депутаты заменили 20-процентную ставку налога 10-процентной. Однако цены так и остались увеличенными на 20%.

Контраргументы

У депутатов свои аргументы. "Интерес реального сектора экономики - в снижении налогов, которые на него давят. Налог с продаж - самый безобидный налог, для реального сектора экономики не играющий никакой роли. Если его сохранить, у нас появится больше возможностей для снижения налогов на реальный сектор, например НДС, - сообщил 'Эксперту' вице-спикер Госдумы Георгий Боос. - Социальные последствия отмены налога с продаж также не очень приятные - недокомпенсация бюджетов субъектов федерации приведет к недофинансированию целого ряда социальных программ, поскольку именно доходы от налога с продаж, согласно законодательству, должны направляться на финансирование социальных программ".

Эту точку зрения разделяет и депутат Валерий Гальченко. "Налог с продаж давит только на торговлю, которая и так дает в год пятьдесят процентов роста, налог же на прибыль душит промышленность", - заявил он. Впрочем, несмотря на категоричность депутатов, похоже, правительство все же одержит победу. На момент сдачи номера в печать судьба налоговых новаций в проекте бюджета на будущий год практически была решена: бюджетный комитет Госдумы сдался, рекомендовав принять в первом чтении, намеченном на 11 июня, правительственный вариант законопроекта.

Единственное, чего требуют депутаты от правительства, - достойно компенсировать региональным бюджетам налог с продаж. На прошлой неделе на заседании трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям парламентарии предложили правительству закрепить за регионами часть федеральной доли налога на прибыль и поступлений от акциза на ликеро-водочные изделия. Правительство взяло неделю - на перерасчет.

Член комитета Госдумы по собственности, лидер партии "Развитие предпринимательства" Иван Грачев уверен, что бюджет будет принят в правительственном варианте, без существенных изменений и дополнений. "Почему так много времени уходит на исчисление бюджета, непонятно, - говорит он. - Мы видим статистически неразличимые бюджеты прошлого, позапрошлого года и так далее".

А что на самом деле?

Экономисты вообще считают неоправданным столь пристальное внимание к косвенным налогам на потребление, коими являются как налог с продаж, так и налог на добавленную стоимость. "Я не думаю, что выбор НДС как главного врага оправдан. Поскольку НДС - это косвенный налог, в первую очередь влияющий на потребление, а не на инвестиции. Ослабление этого налога может дать краткосрочный положительный эффект - увеличатся доходы и спрос. Однако для ускорения экономического роста в долгосрочной перспективе он не годится", - считает сотрудник Института финансовых исследований Евгений Ковалишин.

Самый простой способ стимулировать инвестиции - снизить налоговую нагрузку на труд и капитал, т. е. непосредственно на сами факторы производства. К таким налогам относятся прежде всего налог на прибыль и единый социальный налог. За них же правительство предполагает взяться не раньше 2005 года.

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам