Минобороны наступает на бюджет

Дата публикации
Пятница, 06.06.2003

Авторы
Александр Беккер

Серия
Business News Media - Vedomosti

Аннотация
Минобороны недовольно вчерашним решением правительства увеличить в 2004 г. армейские расходы на 46,9 млрд руб. Министр Сергей Иванов заявил на заседании кабинета, что такие лимиты не позволят реализовать программы перевооружений и перехода Вооруженных сил на контрактную основу. Иванов пригрозил Минфину и премьеру доложить о недофинансировании президенту.

Правительство утвердило основные характеристики проекта бюджета на 2004 г. и расходы по основным разделам. Наибольшую прибавку получит Минобороны - 46,9 млрд руб. (к 350 млрд руб. в прошлом году). Сообщивший об этом министр финансов Алексей Кудрин поставил акцент на этой цифре, отметив также, что впервые выделяется 8,6 млрд руб. для комплектования армии на профессиональной основе.

Но Минобороны рассчитывало на большее. По описанию присутствовавших, Сергей Иванов пошел в бой прямо в ходе доклада Кудрина. Министр сомневается, что у территорий хватит средств на компенсацию проезда военнослужащих. Явно мало средств, по его мнению, на контрактную армию и модернизацию Вооруженных сил, что подрывает программы, одобренные Совбезом и главой государства. "Мне кажется, об этом надо докладывать президенту", - обратился он к Михаилу Касьянову.

Вчера же на слушаниях в Думе первый замначальника Генштаба Юрий Валуевский сетовал, что Минфин заставил военных урезать со 130 млрд руб. до 94,6 млрд руб. четырехлетнюю программу перехода к контрактной армии.

Военные расходы вырастут в 2004 г. на 13,4%, или чуть больше, чем прогнозируемая инфляция (10%). "Это означает, что в реальном выражении расходы практически сохранятся, и это никак не устроит Минобороны", - говорит завлабораторией военной экономики ИЭПП Виталий Цымбал. Он убежден, что силовики будут добиваться не менее 10 млрд руб. дополнительных расходов на закупку вооружений, 1 - 5 млрд руб. на создание накопительной системы обеспечения военнослужащих жильем и как минимум удвоения расходов на контрактную армию.

"[Замминистра обороны по финансам] Любовь Кондратьевна [Куделина] не станет ничего комментировать, - говорит замначальника отдела по связям со СМИ Минобороны Игорь Костыршин. - Мы выскажемся, когда пройдем все стадии согласований". Начальник московского представительства Вашингтонского центра оборонной информации Иван Сафранчук считает, что вначале Минобороны постарается выбить деньги лоббированием в коридорах власти. Две недели назад Куделина уже рассказывала депутатам, что расходы на оборону в 2004 г. следует "значительно" увеличить. Сафранчук расценивает это как "подготовку [Минобороны] к осенним баталиям в Думе".

Андрей Кокошин, в прошлом первый замминистра обороны, а сейчас зампред комитета Госдумы, полагает, что министерство найдет широкую поддержку на Охотном Ряду. "Президент в послании Федеральному собранию четко сказал, что нам нужно умное оружие в умных руках. Бюджетные параметры должны следовать за военными приоритетами", - подчеркнул депутат.

Чиновник Белого дома убежден, что молчание Касьянова в ответ на угрожающую реплику Иванова свидетельствует о том, что "премьер не намерен сыпать деньги в болото Минобороны и готов отстаивать эту позицию перед президентом". Чиновник из окружения Кудрина счел обидным вопрос, согласована ли цифра оборонных расходов с Путиным: "Перед министром финансов стоит задача подготовить бюджет, а не бегать по каждой статье расходов к президенту".

По словам чиновника из администрации президента, в понедельник Кудрин встречается с Путиным по "жгучей" проблеме. Чиновник напоминает, что Минобороны опирается на секретное решение Совбеза от августа 2000 г., в котором указаны темпы роста расходов на оборону до 2010 г. "С этой точки зрения программа военного строительства реализуется не в полной мере, и мы ожидаем серьезного давления Совбеза и Минобороны, - говорит он. - С другой стороны, [Путин] не раз признавал правоту финансистов и ставил на докладных Кудрина визу "Согласен". Цимбал замечает, что решения Совбеза - это ориентир, а законом является бюджет. 

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам