Анализ жесткости цен в розничной онлайн-торговле Москвы

Дата публикации
Четверг, 26.11.2020

Авторы
Александра Божечкова, Алексей Евсеев

Серия
Экономическая политика. 2020. №5. С.32–59

Аннотация

Согласно теоретическим представлениям, жесткость цен является важнейшим условием работы процентного канала, который в свою очередь является ключевым в контексте политики инфляционного таргетирования, проводимой в том числе в России. В статье исследуется жесткость цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги. Использованы ежедневные данные онлайн-ритейлеров Москвы за период с февраля 2019 года по май 2020-го. Обнаружено, что средний период неизменности цен составляет 19,5 дня. Распространены малые изменения цен: так, доля изменений цен, не превышающих 5% в абсолютном выражении, составила 34% всех изменений цен и 39% изменений, не связанных с распродажами. Кроме того, наблюдается значительная гетерогенность в частоте изменений цен: так, частота изменения цен на продукты выше, чем на непродовольственные товары, а стоимость услуг меняется реже всего. Наблюдаемое поведение цен демонстрирует, что их изменения зависят и от времени, и от состояния экономики. На зависимость от времени указывает, например, резкий рост вероятности изменения цен на 335-й и 353-й день их неизменности. Этот факт подтверждает выводы ряда зарубежных исследований о том, что их изменение более вероятно в конце и начале года. Проведенный анализ также показывает, что в марте-мае 2020 года фирмы стали изменять цены чаще и на меньшую величину – очевидно, в связи с ростом неопределенности из-за пандемии коронавируса. Если с марта по май 2019 года повышение цен наблюдалось в 50,2% случаев их изменения, то за аналогичный период 2020 года – в 62,7% случаев. Увеличилось количество дней с повышением цен – с 65 до 84 (из 92 дней марта-мая). Таким образом, частота изменений цен определяется как временем, так и ситуацией в экономике.

Полная версия
http://ecpolicy.ru/images/stories/2020_5/002_.pdf

Перейти к другим выпускам