С 2019 года плательщики сельхозналога будут признаны плательщиками НДС, соответствующие поправки в главы 21 и 26.1 НК РФ уже подготовлены и ожидают вступления в силу.

В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сельскохозяйственные товаропроизводители, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), с 1 января 2019 г. начнут платить НДС, как при общем налоговом режиме. Возможность пользоваться ныне действующим освобождением от уплаты НДС тем не менее сохранится, но будет носить опциональный характер: плательщики ЕСХН, чьи доходы не превысят установленный предел, смогут сами решать, платить или не платить НДС.

Такое кардинальное реформирование режима ЕСХН является решением давно назревшей и уже годами обсуждаемой проблемы ухудшения конкурентоспособности предпринимателей, которые, находясь на специальном налоговом режиме, не могут перейти на полноценную систему исчисления и вычета НДС, в результате чего теряют покупателей. Как отмечено в письме Минфина России от 24 января 2018 г. № 03-07-14/3564, эти законодательные изменения «направлены на поэтапное встраивание плательщиков ЕСХН в цепочку плательщиков НДС в целях обеспечения их беспрепятственного участия в хозяйственных отношениях с плательщиками данного налога, которые ранее испытывали проблемы … в связи с невозможностью принятия к вычету НДС».

Важно заметить, что в текущей редакции Закона № 335-ФЗ выбор в части уплаты / освобождения от уплаты НДС будет доступен при доходах не более 100 млн руб. за 2018 год от деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН, т.е. только для предприятий микробизнеса. Причем, этот порог будет ежегодно снижаться, пока к 2023 году не составит 60 млн руб. Кроме того, порядок применения освобождения является достаточно строгим: однократное превышение порогового значения доходов в налоговом периоде будет достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик уже никогда не воспользовался освобождением независимо от величины своих доходов в будущем. Реализация подакцизных товаров будет иметь такие же последствия для налогоплательщика.

К каким именно результатам приведут данные изменения – покажет время. На сегодняшний день Минфин России прогнозирует положительные эффекты в виде увеличения спроса на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, роста продаж и формирования предпосылок для технической и технологической модернизации производственного оборудования, исходя из того, что вычет НДС будет возможен в целом, в том числе при приобретении основных средств, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции. Важным преимуществом также станет сама гармонизация уплаты НДС и единого сельскохозяйственного налога.

С другой стороны, ради объективности стоит отметить, что ранее Минфин России высказывал опасения насчет предоставления плательщикам ЕСХН права уплачивать НДС на общих основаниях. В их число входят следующие риски (возможные последствия):

  • снижение доходной базы региональных и местных бюджетов, так как за счет роста популярности ЕСХН снизится количество лиц, уплачивающих налоги на общем налоговом режиме;
  • увеличение налоговой нагрузки на плательщиков единого сельскохозяйственного налога, потому что вычет НДС исключает право учитывать в расходах суммы этого налога;
  • рост цен на товары, работы и услуги как следствие увеличения налоговой нагрузки;
  • увеличение административной нагрузки на бизнес: уплата НДС потребует вести необходимый для расчета НДС документооборот, в том числе, журнал полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, при этом усложнится учет и возрастут издержки на соблюдение налогового законодательства;
  • усиление налогового контроля за плательщиками ЕСХН.

Таким образом, совокупный эффект от новых изменений не будет однозначным. В свою очередь ограничение по уровню дохода объективно «отсечет» часть налогоплательщиков от возможности пользоваться освобождением. В числе таких налогоплательщиков неизбежно окажутся лица, которые довольно действующими правилами и не хотят изменений. Прежде всего это сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых расходы складываются главным образом из заработной платы и арендных платежей, и они не выиграют от предоставления вычета входящих сумм НДС, но будут вынуждены начислять этот налог. Поэтому проблема удобства применения ЕСХН полностью решена не будет.

В то же время применение ЕСХН по новым правилам станет своего рода апробацией уплаты НДС в рамках специального налогового режима, который в части НДС оставался неизменным с момента своего появления в налоговом кодексе РФ (2002 г.), и даст ценный практический опыт. На его основе можно будет оценить целесообразность соответствующих изменений, в том числе в перспективе для упрощенной системы налогообложения, где существует такая же проблема невозможности отказаться от освобождения от уплаты НДС, когда право вычета налога может быть реализовано при условии перехода на общий налоговый режим.

Владимир Громов – к.э.н., с.н.с. лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС