Шесть лет без хамона и пармезана

«КоммерсантЪ», ссылаясь на аналитические данные специалистов Института Гайдара, в своей статье рассказал о последствиях контрсанкций, введенных в отношении России в связи с украинскими событиями 2014 г.

Продуктовое эмбарго было введено указом президента РФ от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» в качестве ответной меры на санкции ряда стран в отношении российских компаний, чиновников и бизнесменов из-за ситуации на Украине и вхождения Крыма в состав России. С тех пор оно ежегодно продлевалось, последний раз – до декабря 2020 г.

В список запрещенных попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи и фрукты, орехи и соль. В последствии из него исключили семенной материал, мальков рыб, БАДы и витаминные комплексы, безлактозное молоко и молочную продукцию, сырье для производства детского питания.

В августе 2015 г. новым указом было предписано уничтожать продукцию, попавшую в РФ в обход эмбарго. По данным Россельхознадзора, за 5 лет действия указа Россия уничтожила 36,17 тыс. тонн незаконно ввезенной продукции, в том числе 34,94 тыс. тонн растительного происхождения и 1,23 тыс. тонн животного.

Согласно аналитическим подсчетам, в 2015 г. страны-экспортеры потеряли от действия эмбарго 9,3 млрд долл. Недополученная прибыль от экспорта стран, поддержавших санкции против РФ, с конца 2013 г. по середину 2015-го составила 60,2 млрд долл. При этом основная часть потерь (более 80%) пришлась на товары, на которые российское эмбарго не распространяется: в данном случае экспорт уменьшился по инициативе самих производителей.

При этом даже Евросоюз, на который пришлось три четверти всех потерь, смог быстро адаптироваться и уже в 2016 г. фиксировал общий рост аграрного экспорта на фоне сокращения торговли с Россией.

Специалисты Института Гайдара пришли к выводу, что главные инициаторы санкций в отношении РФ – США, Великобритания, Канада, Германия и Франция – не понесли существенных потерь от эмбарго, так как нашли новые рынки для запрещенных в России продуктов.

Россия за время действия продэмбарго сократила импорт и нарастила экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья, выросло собственное производство мяса птицы и свинины. Импорт сократился и больше не оказывает существенного влияния на внутренний рынок.

По оценкам экспертов, мясной рынок в России близок к насыщению и увеличение объемов продукции способствует снижению цен. Главные надежды на наращивание экспорта производители связывают с Китаем, на который в I полугодии 2020 г. пришлась половина всех поставок.

Производство рыбной продукции и улов в санкционные годы изменились незначительно, однако ряд производителей продолжают жаловаться на нехватку качественного рыбного сырья из-за границы. Рост производства зафиксирован на рынке молока и молочных продуктов, в частности сыров. Самообеспеченность России молочной продукцией, по данным на 2019 г., превышает 83%.

С момента введения эмбарго на рынке заметен рост производства наиболее популярных тепличных овощей, средний ежегодный прирост составляет порядка 12%. Cамообеспеченность РФ на рынке томатов превысила 50%, огурцов – уже приближается к 90%. Несмотря на рост собственного производства (статистику 2020 г. подпортили весенние заморозки), Россия остается крупнейшим в мире импортером яблок. На фоне сокращения подсанкционного импорта стали расти поставки в РФ пальмового масла и сухого молока, используемых в качестве дешевых заменителей молочного жира при производстве молочных продуктов и кондитерских изделий. Для решения проблемы правительство с 1 октября 2019 повысило НДС на пальмовое масло с 10% до 20%.

Надо отметить, первые годы после введения эмбарго фиксировался значительный рост цен на продовольственные товары.

В марте 2017 г. специалисты Института Гайдара сообщали, что россияне в среднем вынуждены каждый год дополнительно тратить 4,4 тыс. руб. из-за продэмбарго. Если бы его не было, набор санкционных товаров стоил бы на 3% дешевле, а несанкционных – на 2,9%. При этом за первые 6 месяцев действия контрсанкций рост цен на аналоги санкционных товаров только из-за ограничений составил 29,9%, а на продукты, не подпавшие под эмбарго, – 5,1%. В результате потребители переключились на более дешевые товары пониженного качества.

Оценивая действия санкций в 2019 г., эксперты пришли к выводу, что российские потребители каждый год теряют 445 млрд руб. в ценах 2013 г., или около 3 тыс. руб. на человека в год. При этом сумма потерь граждан на 84% была перераспределена в пользу российских производителей, на 3% – импортеров, а 13% стали чистыми потерями.

В то же время, большинство россиян по-прежнему поддерживают продуктовые контрсанкции и считают, что они не оказали большого влияния на их жизнь.

Понедельник, 17.08.2020