06.09.2019 – Гайдаровские чтения в Хабаровске
Организаторами чтений выступили Институт Гайдара и Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, партнер чтений – ООО «Пивоваренная компания «Балтика».
Пленарную сессию вел исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько. Конференцию открыл исполняющий обязанности директора Дальневосточного института управления – филиала Антон Меркулов.
Ведущий научный сотрудник Института Гайдара Алексей Ведев представил перед собравшимися доклад «Факторы устойчивого развития экономики России в среднесрочной перспективе». В своем выступлении он привел основные параметры прогноза Минэкономразвития России на период до 2024 г., отметив снижение годовых темпов роста ВВП с 2,3% в 2018 г. до 1,3% в 2019 г. с дальнейшим повышением до 3,3% в 2024 г.
По словам докладчика, инвестиции в машины, оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты, имели решающее воздействие на динамику инвестиционного процесса. При этом сокращение и начало роста инвестиций в целом явилось результатом реального падения инвестиций в оборудование на 1/3, а затем их роста на 17%. В остальной части инвестиций динамика «без провалов и рывков – просто слабая» – отметил эксперт.
А. Ведев остановился на проблеме ускорения банковского кредитования физических лиц. Согласно приведенным им данным, выдача новых кредитов физическим лицам по отношению к потребительским расходам в 2018 г. достигла уровня 2013 г. – около 30% от объема расходов домашних хозяйств на товары и услуги (розничная торговля, платные услуги и расходы на общественное питание). Долговая нагрузка на располагаемые доходы домашних хозяйств возобновила рост с конца 2017 г. Сейчас российские домашние хозяйства тратят на обслуживание долга перед банками около 9% своих доходов (в США – 10% при гораздо большем соотношении долг/доходы). Создалась серьезная проблема закредитованности населения, которая в случае отсутствия мер по ограничению темпов роста потребительского кредитования может привести к рецессии в стране в 2021 г.
Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский выступил с докладом «Национальные проекты и национальные цели: управление развитием». По его словам, в 2000–2018 гг. Россией проделан значительный путь в построении развитой рыночной экономики, однако в условиях умеренной конъюнктуры сырьевых рынков структурных преобразований оказалось недостаточно для поддержания устойчивого роста выше среднемирового уровня. Технологическое отставание и низкая производительность, демографические изменения и качество человеческого капитала, низкое качество государственного управления и геополитическая напряженность не позволили повысить темпы экономического развития страны.
Как отметил эксперт, существуют два способа решения экономических проблем – рыночный и государственный. При этом отсутствуют убедительные доказательства того, что долгосрочное социально-экономическое развитие происходит благодаря усилиями правительств. И дело не в выработке оптимальной государственной политики, а в создании системы политических и экономических стимулов, в рамках которых политико-экономические субъекты в интересах собственного развития сами находили бы оптимальные ответы и решения, подчеркнул С. Дробышевский.
Далее он подробно остановился на Указе Президента России № 204 от 7 мая 2018 г., который наметил 9 национальных целей развития, 13 национальных проектов и более 150 целей и целевых показателей. С. Дробышевский рассказал о структуре финансирования национальных проектов 2019–2024 гг. и оценил достижимость национальной цели по вхождению в пятерку крупнейших экономик.
«Практика показывает, что элементы РИС могут быть созданы в достаточно короткое время, а их системное взаимодействие продуцирует экономический и социальный эффект в развитии региона. Более широкое применение концепции РИС может стать важным элементом проводимой государством региональной политики», – подчеркнул эксперт в заключении своего доклада.
Ведущий научный сотрудник Института Гайдара Илья Соколов выступил с докладом на тему «Финансовые последствия реализации национальных приоритетов для региональных бюджетов, в том числе субъектов ДФО».
По словам докладчика, национальные проекты составляют 1,8% ВВП и около 10% расходов федерального бюджета. Возникают опасения, что 10% – это достаточно мало для того, чтобы произошли серьезные реальные изменения. Однако «нельзя забывать, что оставшиеся расходы бюджетной системы – текущие расходы на образование, здравоохранение, расходы на строительство дорог, субсидии на поддержку предприятий реального сектора экономики – также должны выстраиваться в логику изменений, которые происходят в результате национальных проектов», поэтому «10% расходов федерального бюджета на национальные проекты – это достаточно много, чтобы эти изменения привели к реальным результатам».
Говоря о влиянии нацпроектов на структуру бюджета расширенного правительства, эксперт заявил, что в текущем виде нацпроекты не скажутся значимо на структуре расходов. «Более того, по нашим расчетам, они никак не повлияют на экономический рост», – подчеркнул он.
Доходы и расходы консолидированного бюджета регионов будут отставать от ВВП в основном на величину снижающихся трансфертов. В условиях, когда на нацпроекты деньги доводятся через иные межбюджетные трансферты (МБТ), велики риски сокращения доли нецелевых трансфертов из ФБ в регионы, что явно означает ухудшение выравнивания финансовой обеспеченности регионов – они становятся заложниками нацпроектов, заявил И. Соколов.
«Объем расходов регионов на нацпроекты вроде как не высок – в пределах 8–9% от всех расходов, причем за счет собственных средств и того меньше. Сколько из этих средств уже сидят в бюджетах, а сколько будет дополнительных расходов – сложно сейчас однозначно сказать. Однако есть риск, что рост реального объема собственных расходов регионов на реализацию нацпроектов при сокращении общего реального объема бюджетных расходов может привести к тому, что на региональном уровне национальные проекты будут финансироваться за счет недофинансирования по другим направлениям, в отношении которых будет действовать остаточный принцип».
Рассматривая структуру расходов регионов и Хабаровского края, эксперт отметил их схожесть. «Немногим менее половины расходов можно отнести к условно производительным. Образование оттягивает на себя четверть всех расходов бюджетов, что типично для всех регионов. С учетом специфики нацпроектов эта структура, вероятно, несколько улучшится в пользу производительных статей».
И. Соколов также озвучит конкретные меры по каждому из основных направлений совершенствования межбюджетных отношений: уменьшить долю целевых трансфертов; децентрализовать регулирование расходных полномочий субъектов РФ; принять агломерационный путь в пространственном развитии в РФ в целях концентрации ресурсов, компетенций и прорывных технологий в явных точках роста; повысить доходную базу и налоговую самостоятельность регионов и муниципальных образований; вовлекать население в принятие управленческих решений на уровне регионов и муниципалитетов.
Дмитрий Пугачев, исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – министра экономического развития края, рассказал об экономических перспективах Хабаровского края согласно Национальной программе развития Дальнего Востока.
Алексей Кедрин, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа Пивоваренной компании «Балтика», выступил с докладом «Роль бизнеса в развитии Дальнего Востока: узкая специализация или комплексный подход?»
Заведующий лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель рассказал о перспективах торгово-экономического сотрудничества России и Дальневосточного региона со странами АТР.
Говоря о внешних условиях развития сотрудничества с регионом АТР, эксперт сообщил, что, по прогнозам Всемирного банка, ОЭСР и МВФ, объем мировой экономики вырастет в 2019 г. на 2,6–3,3% и в 2020 г. – на 2,7–3,6%, при этом темпы роста мировой торговли составят соответственно 2,6–3,3% и 3,1–3,9%.
А. Кнобель рассказал о торговых барьерах, которые тормозят развитие мировой торговли. Так, число нетарифных мер (скрытый протекционизм) в 2018 г. выросло до 12366, тогда как в 2000 г. их насчитывалось 3248. Замедление мировой торговли также вызвано ростом неопределенности в результате увеличения числа региональных торговых соглашений – их число с начала 2000-х гг. выросло почти вдвое и в настоящее время достигает 700 – и проявлениями кризиса многосторонней торговой системы, такими как непрозрачность торговой политики, торможение переговоров, несправедливые торговые практики, кризис Органа по разрешению споров ВТО.
Эксперт сообщил, что в России выработан механизм снижения тарифных ограничений с учетом запросов бизнеса и ведется работа над нетарифными мерами, либерализацией доступа услуг, инвестиций.
А. Кнобель подробно остановился на торговой войне 2018–2019 гг. и дал оценку ее последствиям. По его словам, основные бенефициарами торговой войны являются отрасли с неквалифицированным трудом в США. Почти все остальные отрасли и в мире, и в КНР (за исключением, возможно, растениеводства) проигрывают, либо в лучшем случае выигрывают незначительно; при этом в целом КНР страдает больше других.
В результате принятых решений торговые потоки будут перераспределяться с направления США–КНР к направлениям США – остальной мир и внутри остального мира, однако в целом торговля уменьшится. Общее влияние на мировую экономику будет слабо негативное, в дальнейшем может быть усилено. В перспективе торговая война может повлиять на перенос производств обратно в США. На Россию пока влияние происходящих процессов достаточно слабое, но в дальнейшем могут как освободиться ниши, так и, наоборот, для нас усилится конкуренция, подчеркнул эксперт.
Далее Александр Кнобель рассказал о состоянии внешней торговли России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также роли АТР во внешнеэкономических связях Дальнего Востока России.
Выступление Юрия Березутского, заведующий научно-исследовательской лабораторией Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС, было посвящено теме «Молодежь и развитие Дальнего Востока: ожидания и реальность».
Говоря об особенностях жизненных планов молодежи, он отметил высокий миграционный потенциал в связи с неудовлетворенностью наличием рабочих мест, достойной оплатой труда, досугом и отдыхом, доступностью жилья, качеством медицины, транспортной доступностью, возможностями для самореализации. Настоящей катастрофой, по словам эксперта, является то, что в огромной стране, по сути, только два «центра притяжения» для молодежи – г. Москва и г. Санкт-Петербург. «В отношении прогноза регионального развития больше пессимизма в оценках молодежи, чем перспектив. Дальний Восток населению видится лишь как ресурсная база», -- заключил Ю. Березутский.
В своем докладе Ольга Поливаева, заместитель директора Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГ, осветила состояние и перспективы сотрудничества Дальневосточного федерального округа со странами АТР в контексте реализации национального проекта «Образование».
Эксперт рассказала о стимулах привлечения в российские образовательные организации иностранных обучающихся, среди которых: трудоустройство в российских компаниях не менее 5% иностранных обучающихся, завершивших обучение по востребованным направлениям подготовки; строительство и реконструкция студенческих городков для иностранных обучающихся и научно-педагогических работников; создание ресурсных центров для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения на углубленном уровне общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на русском языке в странах-партнера и т.д.
Татьяна Лукасевич, декан факультета государственного и муниципального управления Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС, посвятила свой доклад состоянию и перспективам развития рынка труда Дальневосточного федерального округа.
Пятница, 06.09.2019