17.12.2019 – Заседание Ученого Совета Института Гайдара
В Институте Гайдара 17 декабря состоялось финальное в уходящем году заседание Ученого Совета. С основным докладом на тему «Оптимальный налог на выбросы парниковых газов в модели с перекрывающимися поколениями» перед собравшимися выступил к.э.н., заместитель заведующего международной лабораторией математического моделирования экономических процессов Института Гайдара Андрей Полбин.
Андрей Полбин в своем докладе рассмотрел влияние антропогенных факторов на концентрацию парниковых газов в атмосфере в ретроспективе и представил анализ глобальных изменений в климате за определенные периоды. Также были рассмотрены сценарии глобального потепления на период до 2100 г.
В представленном исследовании была предложена новая интегрированная модель климата и экономики с перекрывающимися поколениями для оценки оптимальных сценариев снижения выбросов парниковых газов, а также для оценки оптимального налога на выбросы. Наряду с производством стандартных товаров и услуг в модели описывается процесс добычи нефти, газа и угля с возрастающими издержками по мере истощения природных ресурсов, а также моделируется альтернативная «зеленая» энергетика.
Предполагается, что выбросы парниковых газов ведут к глобальному потеплению, которое, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на деятельность человека, создают ущерб для экономики. В рамках такой постановки задачи текущая производственная деятельность ныне живущими поколениями, приводящая к увеличению парниковых газов в атмосфере, создает потери для будущих поколений, т.е. существуют негативные экстерналии, которые необходимо корректировать.
Построение интегрированных моделей климата и экономики не является новым подходом в экономическом анализе, отметил А. Полбин. В 2018 гю Вильям Нордхаус был удостоен Нобелевской премии по экономике за развитие данного аппарата. Однако в существующих моделях анализ строится в основном в контексте упрощенной постановки задачи с репрезентативным экономическим агентом, что не позволяет анализировать распределение выгод и потерь между поколениями в зависимости от той или иной политики, направленной на предотвращение глобального потепления.
Представленная же на заседании Ученого Совета модель описывает отдельные поколения, ныне живущие и будущие, в явном виде, что позволяет оценивать выгоды и издержки от альтернативных вариантов политики для каждого конкретного поколения. В исследовании было показано, что за счет выработки надлежащей экономической политики можно достичь Парето-улучшения для всех поколений.
Для увеличения благосостояния будущих поколений необходимо ввести налог на выбросы парниковых газов, что сократит ущерб от глобального потепления, выразил уверенность докладчик. В тоже время, отметил А. Полбин, из-за ввода налога и снижения потребления углеводородов ныне живущие поколения понесут издержки.
Но данные издержки можно компенсировать за счет определенных трансфертов со стороны будущих поколений в пользу ныне живущих. Данный трансферт благосостояния можно достичь за счет долга — государство выпускает долговые обязательства и выплачивает трансферты поколениям, которые страдают от экономико-климатической политики, а погашать обязательства по долгу будут выигравшие поколения.По расчетам экспертов ИЭП, оптимальный налог, максимизирующий равномерное увеличение благосостояния всех поколений в терминах процентного увеличения потребления, составляет $30 за тонну CO2 в случае небольшого ущерба (8% ВВП в долгосрочной перспективе без налогообложения выбросов) и $70 за тонну CO2 в случае большого ущерба (30% ВВП в долгосрочной перспективе без налогообложения выбросов). Темп роста налога должен составлять 1,5% в год в реальных величинах.
С содокладом на Ученом Совете также выступила старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Ланьшина по теме «Оценка конкурентоспособности возобновляемой электроэнергетики в России и в мире». Она отметила существенное отставание России на рынке возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в силу слабой конкуренции, закрытости рынка от внешних игроков, требований локализации технологий и высоких капитальных затрат для участников рынка.
Поскольку задачей научно-исследовательской работы стала разработка предложений по проведению политики в сфере ВИЭ (на период с 2025 по 2035 гг.) с учетом лучшего мирового опыта и особенностей российской энергетической отрасли, в работе были представлены следующие рекомендации: переход на конкурсные отборы проектов ВИЭ на основе одноставочной цены (взамен конкурсов по капитальным издержкам), переход от штрафов за невыполнение требований по локализации к премиям за их выполнение, открытие рынка для иностранных компаний.
Также, по словам эксперта, не следует вводить требования по экспорту для российских производителей оборудования; необходимо создать базу данных территорий, на которых возможно строительство электростанций на ВИЭ; а также требуется установить более амбициозные цели по развитию ВИЭ до 2035 года (сейчас – 11,6 ГВт, что эквивалентно примерно 5% установленной мощности и 2% генерации.
Также, по словам эксперта, не следует вводить требования по экспорту для российских производителей оборудования; необходимо создать базу данных территорий, на которых возможно строительство электростанций на ВИЭ; а также требуется установить более амбициозные цели по развитию ВИЭ до 2035 года (сейчас – 11,6 ГВт, что эквивалентно примерно 5% установленной мощности и 2% генерации.
Презентации к докладам:
- А. Полбин «Оптимальный налог на выбросы парниковых газов в модели с перекрывающимися поколениями»
- Т. Ланьшина «Оценка конкурентоспособности возобновляемой электроэнергетики в России и в мире»
Вторник, 17.12.2019