02.06.2015 – Заседание Ученого совета Института Гайдара

2 июня состоялось очередное заседание Ученого совета Института Гайдара.

На заседании были утверждены основные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук с.н.с. Научного направления «Макроэкономика и финансы» Андрея Полбина по теме: «Теоретические и методологические основы для разработки динамической стохастической модели общего равновесия для российской экономики».

   

Также был заслушан доклад руководителя Научного направления «Политическая экономия и региональное развитие», к.э.н. Ирины Стародубровской на тему: «Политэкономия федерализма».

Презентация к выступлению >>>

В своем докладе И. Стародубровская представила результаты исследования международного опыта федерализма на примере Германии, Канады, Испании и Китая. По ее словам, федеративные инструменты призваны отвечать на вызовы системы противоречий, которая обусловлена многообразием регионов.

Систему противоречий можно разделить на три блока. Первый блок касается обеспечения прав, свобод и равноправия граждан: противоречия между централизацией и децентрализацией, между солидарностью и субсидиарностью.

Второй блок проблем касается положения субъектов федерации: противоречие между формальным равенством и формальным неравенством. С одной стороны, регионы равны, но в реальной политике положение регионов-доноров и регионов-реципиентов различно – они неравны. Ирина Стародубровская привела пример Германии, где регионы-доноры обратились в Конституционный суд, заявив о нарушении своих прав в связи с чрезмерной долей перераспределения в пользу новых земель. Это послужило толчком к проведению масштабной реформы федерализма.

Третий блок касается проблем с идентичностью: противоречие между территориями общенациональной идентичности и территориями особой идентичности, которые претендуют на особый статус. В качестве примера И. Стародубровская привела взаимоисключающие представления о сути канадского федерализма:
•    договор между ранее существовавшими суверенными государствами;
•    договор двух народов-основателей: англо-канадцев и франко-канадцев;
•    инструмент национальной интеграции и обеспечения гарантий равноправия граждан.

Канадский федерализм вынужден балансировать между этими противоречиями. Поэтому федерация представляется как механизм достижения баланса между общегосударственными и региональными интересами, между централизацией и децентрализацией, между симметрией и асимметрией в отношениях центра с регионами. По ее словам, Канада нашла хорошее решение проблемы противоречий: реализация федеральных программ остается за субъектом, который сам решает, реализовывать их или нет.

Дополнительными факторами учета региональных особенностей являются традиции, а также сознательное изменение структуры регионов для эффективного проведения федеральной политики.

Инструментами учета территориального разнообразия выступают: учет интересов регионов при формировании федеральной политики; баланс централизации и децентрализации; асимметрия регулирования; региональная политика.

С содокладами выступили Наталья Зубаревич, профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы независимого Института социальной политики, и Эмиль Маркварт, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления, профессор Высшей школы государственного управления РАНХиГС.

   

Наталья Зубаревич в своем выступлении охарактеризовала Россию как сверхцентрализованное государство с декоративными институтами федерализма. По ее словам, нефтяная рента негативно сказывается на архитектуре российского федерализма. При этом она обозначила два ключевых фактора, которые влияют и на региональное развитие, и на построение нормального федерализма. «Во-первых, это гигантская нефтяная рента, которая уменьшается в масштабах, но как институциональный фактор останется еще долго, поэтому мы будем вынуждены перераспределять. Во-вторых, статусная рента, гипертрофированная всей сверхцентрализацией экономического и политического управления. Статусная рента Москвы подавляет развитие остальных крупнейших городов, которые нуждаются в институциональных реформах», – отметила Н. Зубаревич. По ее словам, построению нормального федерализма препятствуют геополитические приоритеты: большее перераспределение в пользу приграничных территорий. Так, на Северный Кавказ (4% населения России) приходится 10% всех трансфертов, на Дальний Восток (4,5% населения России) – 12% всех трансфертов. «Чистая геополитика, не совместимая с поворотом к какому бы то ни было федерализму», – подчеркнула эксперт.

«Думаю, что набор ловушек, которые сейчас есть, не позволит перейти к управляемой децентрализации и реальному федерализму, поскольку политической власти не нужна децентрализация: власть – это перераспределение нефтяной ренты. Население также привыкло получать огромную перераспределяемую нефтяную ренту», – заключила Н. Зубаревич.

Вместе с тем, эксперт полностью согласна с существованием централизации сырьевой ренты. «Другое дело, что перераспределяют ее предельно непрозрачно, предельно плохо влияя на поведение региональных элит», – заметила она.

В качестве рецепта борьбы со сверхцентрализацией Н. Зубаревич предложила послабление с пошаговым ограничением федеральной элиты, выстраивание горизонтальных связей между регионами, без чего невозможно никакое согласование интересов.

Вторник, 02.06.2015