Ирина Толмачева приняла участие в общественных слушаниях «Первоочередные меры поддержки НКО – собственников целевого капитала»
29 апреля начальник юридического отдела Института Гайдара Ирина Толмачева приняла участие в слушаниях на тему «Первоочередные меры поддержки НКО – собственников целевого капитала», которые состоялись в Общественной палате РФ.
Актуальность повестки связана с экономической ситуацией, в которой оказалась Россия на фоне санкций недружественных стран. По оценкам экспертов, в некоммерческом секторе наиболее всего пострадали фонды целевого капитала, что обусловлено спецификой их деятельности. Всего в России работает 224 эндаумент-фонда общим объемом 40 млрд рублей. Эндаумент (от англ. endowment – дар, пожертвование) – целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры.
В своем выступлении И. Толмачева подчеркнула, что целевые капиталы являются инструментом долгосрочной поддержки некоммерческих организаций, работающих в таких общественно полезных сферах, как образование и наука, культура, здравоохранение и социальная помощь, спорт и другие.
Действенность целевых капиталов как надежного источника финансовой устойчивости НКО нашла свое подтверждение в период пандемии. В условиях снижения возможностей для привлечения текущего финансирования многие НКО, у которых уже был сформирован целевой капитал, смогли перекрыть образовавшийся дефицит за счет дохода от него. При этом на период пандемии пришелся активный всплеск интереса к теме и, собственно, к формированию новых целевых капиталов, отметила эксперт Института Гайдара.
Подавляющее большинство целевых капиталов сформированы в форме специализированных фондов управления целевым капиталом. Это отдельные юридические лица, чья единственная задача заключается в том, чтобы получать пожертвования на формирование и пополнение целевого капитала, передавать их в доверительное управление управляющей компании, получать доход от целевого капитала и передавать его благополучателю – университету или школе, музею или театру и пр. Фонды целевого капитала – это полноправный субъект некоммерческого сектора, однако его правовой статус закреплен лишь в специальном законе 275-ФЗ. И фонды целевого капитала не могут претендовать на меры поддержки, которые государство оказывает, например, благотворительным организациям, указала начальник юридического отдела Института Гайдара.
В связи с этим фонды целевых капиталов просят распространить на них меры поддержки СОНКО в целях реализации подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ (юридическим лицам предоставлена возможность учитывать пожертвования в целевой капитал в качестве внереализационных расходов в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации).
В реестре СОНКО присутствуют получатели государственных субсидий, имущественной поддержки и грантов, исполнители общественно полезных услуг, поставщики социальных услуг, частные образовательные организации и благотворительные организации, но нет фондов целевого капитала. При этом жертвователи фондов целевого капитала, чьими благополучателями являются государственные и муниципальные учреждения культуры, могут претендовать на инвестиционный налоговый вычет (до 100%) на региональном уровне. Примеры уже есть. В связи с чем предлагается расширить область применения возможностей инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль организаций, предусматривающего право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, согласно ст. 286.1 НК РФ за счет иных общественно-полезных сфер деятельности, а не только сферы культуры.
По мнению И. Толмачевой, требуется пересмотр правового статуса фондов целевого капитала и гармонизация норм действующего законодательства. Отдельная работа по таким направлениям, в принципе, уже ведется. По аналогии с благотворительными организациями фонды целевого капитала могли бы пользоваться пониженными тарифами страховых взносов. Ведь фонды целевого капитала – специализированные организации, они не могут заниматься никакими платными видами деятельности. Все административно-управленческие расходы, как правило, закрываются именно за счет дохода от целевого капитала, что является критически важным в сложившейся ситуации, особенно для небольших региональных фондов.
Участники общественных слушаний поддержали предложение предоставить фондам целевого капитала равные условия с социально ориентированными (СО) НКО, в первую очередь, в части налоговых преференций жертвователям и пониженных тарифах страховых взносов.
По результатам общественной экспертизы ОП РФ подготовит заключение, в котором обобщит прозвучавшие пожелания и предложения и направит их в профильные органы законодательной и исполнительной власти.
Среда, 04.05.2022