Конференция «Служба скорой медицинской помощи в системе ОМС: вопросы, риски, пути решения»

28 июня 2012 г. в ИЭП им. Е.Т. Гайдара состоялась научно-практическая конференция, посвященная предстоящему включению службы скорой медицинской помощи в систему ОМС. В ней приняли участие сотрудники Института Гайдара и РАНХиГС, представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального фонда ОМС, Территориальных фондов ОМС и главные врачи станций скорой медицинской помощи ряда российских регионов.


Во вступительном слове ректор РАНХиГС Владимир Мау перечислил основные вызовы, с которыми предстоит столкнуться российской системе здравоохранения на современном этапе: переход к индивидуализированным методам лечения, преодоление асимметрии информации, повышение роли информационных технологий, рост международных связей и увеличение доли частных средств в финансировании. Ректор РАНХиГС также напомнил о преимуществах «догоняющей модернизации» и возможности первыми перейти на новый этап развития.

Исполняющая обязанности Председателя ФФОМС Светлана Карчевская напомнила об основных изменениях, связанных со вступлением в силу федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», обратив особое внимание собравшихся на важность урегулирования практических вопросов, возникающих при включении скорой медицинской помощи в систему ОМС: оплату случаев, не входящих в территориальную программу ОМС, «безрезультатных» вызовов, «дежурств» бригад скорой медицинской помощи на спортивных и культурно-массовых мероприятиях.

В рамках конференции были представлены следующие доклады:
  • Оплата скорой медицинской помощи в системе финансирования здравоохранения (В.С. Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара);
  • Итоги работы службы скорой медицинской помощи в Калининградской области (В.Д. Анохин, Исполнительный директор Территориального фонда ОМС Калининградской области)
  • Служба скорой медицинской помощи в системе ОМС (С.Ф. Багненко, Ректор Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова)
  • Служба скорой медицинской помощи в системе ОМС (М.М. Зиганшин, главный врач станции скорой медицинской помощи г. Уфа)
  • Повышение эффективности расходов в службе скорой медицинской помощи (Е.В. Камкин, главный врач станции скорой медицинской помощи г. Перми).

Владимир Назаров обратился к конечной цели реформ – необходимости ответа на вызовы меняющейся среды. В числе ключевых направлений развития здравоохранения были перечислены: преодоление информационной асимметрии (в том числе путем внедрения электронных карт пациента), развитие конкуренции в системе ОМС (выравнивание условий для деятельности государственных и негосударственных участников, в том числе повышение тарифов, автономизация бюджетных учреждений здравоохранения и отказ от бюджетного финансирования капитальных расходов; развитие конкуренции между страховыми медицинскими организациями, развитие конкуренции между амбулаторно-поликлиническим звеном и стационаром). В качестве основной модели включения скорой медицинской помощи в ОМС был предложен механизм фондодержания, при использовании которого оплата услуг скорой медицинской помощи производится из подушевого норматива финансового обеспечения амбулаторно-поликлинической помощи. При использовании данного механизма риск завышения количества вызовов может быть скорректирован использованием метода «глобального бюджета» и оплаты по стандарту услуги, а мотивация поликлиник к снижению количества вызовов может быть обеспечена распределением оплаты услуг скорой медицинской помощи пропорционально количеству вызовов к прикрепленному населению.

Виктор Анохин и Людмила Сиглаева представили опыт своего региона по включению скорой медицинской помощи в подушевой тариф в условиях полного фондодержания. Для перехода к новой системе финансирования в системе оказания скорой медицинской помощи предварительно была проведена подготовка, включавшая оптимизацию численности персонала и рабочего графика, расчет тарифов, разработку обновленных медицинских карт и экспертных карт скорой медицинской помощи. Использование фондодержания было прервано в 2012 г. в связи с требованиями программы модернизации, но полученные результаты позволяют говорить о значительной экономии ресурсов и повышении качества работы скорой медицинской помощи.

Сергей Багненко обратил внимание присутствующих на то, что включение скорой помощи в систему ОМС является сменой источника финансирования, но не механизма работы, поэтому важным вопросом остается разработка новой логистики экстренной медицинской помощи. Возможность такого изменения заложена в российском законодательстве, выделяющем догоспитальную и госпитальную скорую помощь. При этом он подчеркнул важность развития в будущем госпитальной составляющей скорой медицинской помощи.

Марат Зиганшин в своем выступлении выделил наиболее острые вопросы, требующие решения перед переходом на новую систему финансирования, в том числе совершенствование экспертизы качества скорой медицинской помощи, развитие системы неотложной медицинской помощи, идентификацию пациентов, готовность к переходу различных уровней системы скорой медицинской помощи, учет стандартов при расчете обновленных тарифов и оплату «сверхнормативных» вызовов.
Евгений Камкин посвятил свое выступление опыту использования аутсорсинга в системе скорой медицинской помощи г. Пермь, что позволило одновременно сократить транспортные расходы и значительно обновить автопарк. В последовавшем обсуждении были отмечены возможные риски перехода на аутсорсинг и пути их преодоления.
В завершение конференции ряд представителей территориальных фондов выступили с кратким описанием опыта более мягкого перехода на фондодержание и возникающих при этом трудностей.

Итоги конференции подвел заместитель министра здравоохранения Андрей Юрин. Он отметил важность создания интегрированной системы организации здравоохранения, ключевой составляющей которой должна стать связь между амбулаторно-поликлиническим звеном, стационаром и скорой помощью. Замминистра подчеркнул важность регионального опыта реформ и инноваций в здравоохранении, в том числе в сфере аутсорсинга, для развития системы здравоохранения в целом. В плане включения службы скорой медицинской помощи в систему ОМС А. Юрин отметил, что у властей субъектов РФ уже на текущий момент есть все возможности для проработки основных параметров изменения схемы финансирования, и регионы должны уже сейчас активно заниматься этим вопросом, используя опыт своих коллег из других регионов, где служба скорой помощи уже включена в систему ОМС. Для начала такой работы не требуется каких-либо нормативных документов со стороны федерального центра.

Презентации к выступлениям:

Вторник, 03.07.2012