Наталья Корниенко рассказала о нелегальном рынке табачных изделий
19 ноября заведующая лабораторией развития налоговой системы Института Гайдара Наталья Корниенко выступила с докладом на круглом столе, посвященном акцизам, в рамках Налогового Форума ТПП.
Эксперт рассказала о предпосылках роста нелегального рынка табачных изделий в 2020 г. Она, в частности, отметила, что последние 10 лет в странах, входящих сегодня в ЕАЭС, характеризовались стабильным повышением ставок акцизов, что было продиктовано борьбой с распространенностью курения в обществе. В то же время и акцизная политика, и результаты антитабачной политики оказываются неоднородны и неустойчивы в разрезе стран-участниц.
Вызовы табачного рынка в ЕАЭС, считает Н. Корниенко, во многом берут свое начало в разрыве ставок между странами, который, с одной стороны, обусловлен относительно высоким темпом роста ставок в России и более умеренным в остальных странах ЕАЭС, а с другой –изменением курсов валют.
Докладчик отметила, что в последние годы нарастают проблемы и риски, связанные с неучтенным экспортом в одних странах и с нелегальными продажами на внутреннем рынке в других странах ЕАЭС. В России выпадающие доходы бюджета в связи с существованием контрабанды и контрафакта ежегодно растут: если в 2013 г. они составили 6,3 млрд руб., то по итогам 2019 г. – уже 98 млрд руб., при этом доля нелегального оборота приблизилась к 16%. Суммарно же за последние 7 лет бюджет недополучил акцизов на общую сумму 223,5 млрд руб. Если же учитывать НДС, то потери бюджета в 2019 г. составили 133 млрд руб. (т.е. еще 35 млрд руб.), а суммарно за 7 лет – 307 млрд руб.
В России объем потребления на протяжении последних 7 лет устойчиво снижается (на 29% за период), что связано с ценовыми и неценовыми мерами государства по борьбе с курением, подчеркнула Н. Корниенко. В то же время можно наблюдать значительный рост объемов нелегального рынка, который приобрел экспоненциальный характер: за последние 7 лет вырос более чем в 4 раза с 8,6 млрд шт. в 2013 г. до 36 млрд шт. в 2019 г. Одновременно, следуя за рынком, снижаются и объемы производства, при этом сокращается как объем мощностей, так и уровень их использования: если в 2013 г. общий размер среднегодовых мощностей составлял 575 млрд шт., а уровень использования был порядка 68%, то к 2019 г. мощности сократились до 541 млрд шт., а уровень их использования снизился до 63%. Также происходит и падение объемов экспорта. При такой общей динамике мощности продолжат сокращаться.
Учитывая совокупный мировой опыт, сотрудники лаборатории Института Гайдара сформировали прогнозы бюджетных поступлений для рынка сигарет в России: доходы бюджета от табачных акцизов составят порядка 577 млрд руб., что немного выше уровня 2019 г., но ниже поступлений 2018 г., при этом выпадающие доходы по итогам 2020 г. составят 176 млрд руб.
Таможенные союзы на начальных этапах всегда сталкиваются с проблемами внутренней контрабанды и контрафакта, отметила докладчик. Однако ценность гармонизации намного выше временных проблем контроля за оборотом товаров. Требуются специальные усилия контролирующих ведомств стран-участниц и согласование между государствами ставок акцизов для избежания диспаритета как в акцизах, так и в ценах. Однако это не единственные предпосылки для роста нелегального сектора.
Несбалансированное регулирование заменителей сигарет приводит к росту нелегального оборота и на этих сегментах, и соответственно к бюджетным потерям. Недавней такой мерой стал запрет нетабачной никотинсодержащей продукции (ННП-продукция). К концу 2019 г. годовой объем рынка этой продукции составлял порядка 667 тыс. кг, или 952,3 млн паучей. При существовании таких объемов и при реализации предложения об установлении ставки акциза на уровне ставки на табак жевательный (сосательный) в 2021 г. годовые налоговые поступления в бюджет (акциз плюс НДС) могли бы составить сумму около 5,5 млрд руб. Однако запретительные меры не только лишили возможности получать налоговые доходы в бюджет от этого сегмента рынка никотиносодержащей продукции, но и дали толчок для развития рынка нелегальной продукции, поскольку спрос на такую продукцию продолжает существовать, подчеркнула Н. Корниенко.
Исследование потребительских паттернов приводит к следующему пониманию оптимального регулирования: новая ННП-продукция может быть доступна для взрослых потребителей как один из эффективных вариантов замещения существенно более опасной табачной продукции. В то же время любая никотинсодержащая продукция не должна продаваться несовершеннолетним. Оптимальное регулирование ННП-продукции может основываться на совместной работе государства и основных производителей в части установления требований к качеству, подытожила эксперт Института Гайдара.
Понедельник, 23.11.2020