Георгий Мальгинов принял участие в обсуждении вопросов приватизации компаний с государственным участием

Понедельник, 02.06.2014, 20:00

30 мая зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления Георгий Мальгинов принял участие в работе круглого стола по вопросам приватизации компаний с государственным участием, организованного  на базе Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.


Инициатором встречи выступил руководитель комитета «Приватизация крупных компаний с государственным участием» Экспертно-консультационного совета при Росимуществе Илья Ломакин-Румянцев.

 

На обсуждение экспертов были вынесены три вопроса:

  1. Различия между массовой приватизацией и приватизацией крупнейших компаний с государственным участием.
  2. Контроль государством активов после приватизации: сохранение, сокращение или развитие? Возможные методы постприватизационного контроля.
  3. Нужны ли методические рекомендации по совершению сделок по продаже дочерних и зависимых обществ компаний с государственным участием и системный контроль по ним?

 

К обсуждению вопросов были приглашены представители органов государственной власти, экспертно-аналитических центров, общественных организаций, а также представители крупных компаний с государственным участием и портфельные и стратегические инвесторы.


В работе круглого стола приняли участие заместитель Министра экономического развития РФ – руководитель Росимущества Ольга Дергунова и советник руководителя Росимущества Олег Федоров. Модератором выступил член Экономического совета при Президенте РФ, член Правительственной комиссии по проведению административной реформы, декан Экономического факультета МГУ Александр Аузан.

 

В ходе состоявшейся дискуссии, проведенной в форме обмена мнениями с последующим голосованием, по первому вопросу эксперты высказали следующие точки зрения:

  • необходимы дополнительные объективные критерии для приватизации значимых госкомпаний, осуществляемой в особом порядке (по индивидуальным правительственным решениям с привлечением инвестиционных банков);
  • целесообразно увеличение темпа и масштаба приватизации;
  • начальная цена актива, выставляемого на аукцион, должна устанавливаться по нижней границе диапазона рыночной цены имущества, определенной оценщиком.

 

При этом необходимо отметить, что если позиция о введении дополнительных критериев для приватизации значимых госкомпаний пользовалась очевидной поддержкой, то в отношении активизации приватизационного процесса и определении стартовой цены при продаже имущества наблюдался серьезный разброс мнений и указанные выше позиции находились лишь в относительном большинстве.

 

Обсуждение вопроса о создании института постприватизационного контроля не выявило однозначно преобладающей точки зрения. Вместе с тем эксперты отметили, что в случае его появления наиболее предпочтительным вариантом является осуществление контролирующих функций Росимуществом или профильными органами исполнительной власти, курирующими соответствующую отрасль. Однако эта позиция по аналогии с вопросом увеличения темпов приватизации получила только относительную поддержку.


По вопросу специального регулирования и контроля за совершением сделок по продаже дочерних и зависимых обществ госкомпаний участники круглого стола значительным большинством высказались за необходимость такого рода действий при определении способа и других ключевых условий приватизации подобных активов либо основным акционером (государством), либо советом директоров головной компании.