10.10.2019 - Гайдаровские чтения в Ташкенте (Узбекистан)

Четверг, 10.10.2019, 15:25

10 октября 2019 года в Ташкенте прошли Гайдаровские чтения «Налоговые реформы в странах СНГ: уроки и перспективы».
ПРОГРАММА
Организаторами чтений выступили Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара и Академия государственного управления при Президенте Республики Узбекистан. 

Открыл Чтения советник Президента Республики Узбекистан, ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан Рустам Касимов.

Председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Бехзод Мусаев рассказал о реформах, которые сейчас проводятся в Узбекистане, в том числе подробно остановился на реформе в сфере налогового администрирования (снижение налогов, введение плоской шкалы и т.д.).

Модератор сессии, исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько рассказал о деятельности Института, об истории Гайдаровских чтений.

_BAL5971.JPG _BAL5909.JPG _BAL5882.JPG

Постоянный советник от Международного валютного фонда в Государственном налоговом комитете Республики Узбекистана Модестас Каселиаскус в своем выступлении «Симбиоз налоговой политики и администрирования: почему Узбекистану нужен налоговый аудит» высказал пожелание для налоговой реформы Узбекистана – создать «хороший» аудит, который бы выявлял индивидуальных неплательщиков, проверял «здоровье» налоговой системы, проводил разведку новых налоговых схем, разъяснял законы и приводил к добровольной уплате налогов.

Презентация к выступлению

Первый заместитель председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Мубин Мирзаев в докладе «Принимаемые меры по совершенствованию налогового администрирования в Республике Узбекистан» остановился на Концепции совершенствования налоговой политики республики, которая была приняла в июне 2018 г. и предусматривает снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования.

Докладчик рассказал об уже полученных результатах реформы: доход бюджета увеличился в 1,6 раза, число плательщиков НДС выросло в 11 раз. Благодаря снижению налогового бремени около 10,2 трлн сум осталось в распоряжении бизнеса.

В июле 2019 г. была принята Стратегия совершенствования налогового администрирования, цель которой – дальнейшее совершенствование налоговой системы, сокращение теневого оборота в экономике, реализация основных направлений Концепции, а также разработана «дорожная карта» по ее реализации, сообщил М. Мирзаев.

_BAL5943.JPG _BAL5946.JPG _BAL5953.JPG 

Презентация к выступлению

Сергей Шаталов, главный научный сотрудник Центра налоговой политики НИФИ Минфина России, в своем выступлении остановился на основных этапах развития налоговой системы в Российской Федерации и достигнутых результатах, а также рассказал об особенностях российской модели налоговой системы.

Презентация к выступлению

_BAL5936.JPGЗаместитель министра финансов Республики Узбекистан Дилшод Султанов выступил с докладом «Налоговые реформы в 2019 году. Дальнейшее совершенствование налоговой политики». Среди основных изменений в налоговой системе, произошедших в текущем году, он назвал: 1) снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (снижение единого социального платежа; введение плоской шкалы по налогу на доходы физических лиц); 2) оптимизация общеустановленного режима налогообложения (снижение базовой ставки по налогу на прибыль; отмена отчислений, взимаемых с оборота (выручки)); 3) выравнивание налоговой нагрузки между общеустановленным и упрощенным налоговыми режимами (введение порогового значения годового оборота (выручки); введение уплаты ресурсных налогов); 4) совершенствование налога на добавленную стоимость (внедрение полноценной системы зачета; расширение охвата налогоплательщиков).

Презентация к выступлению

Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский представил на чтениях доклад «Налоги как системообразующий фактор экономического развития». Выступление он начал со взгляда экономистов на показатели качества налоговой системы и основных механизмов влияния налогов на поведение экономических агентов.

_BAL5935.JPG  _BAL5877.JPG _BAL5891.JPG

Эксперт также остановился на вопросах влияния налоговой нагрузки на экономический рост в странах ОЭСР в 1970–2005 гг. В частности, он отметил, что увеличение налогов на доходы оказывает значимое отрицательное влияние на рост ВВП, а налоги на потребление и имущество – нет. При этом влияние налогов на доходы корпораций сильнее, чем налогов на личные доходы.

Рост налогов как на потребление, так и на имущество приводит к более высоким темпам роста подушевого ВВП, чем в случае увеличения налогов на доходы. А влияние роста имущественных налогов сильнее, чем при увеличении налогов на потребление. Искажающие налоги отрицательно влияют на рост ВВП на душу населения за счет понижения стимулов к производственно-инновационной деятельности и сбережениям, а неискажающие – положительно за счет пополнения бюджета и перераспределения средств.

Налоги на потребление и собственность оказывают менее пагубное воздействие на ВВП, чем налоги на доходы, отметил докладчик. Наибольшее искажение вызывает налог на доход корпораций, т.к. он снижает рост совокупной факторной производительности и инвестиций. Также корпоративный налог приводит к снижению предпринимательской и инновационной активности, а также притока прямых иностранных инвестиций (за счет менее благоприятного инвестиционного климата). Налог на собственность, напротив, является наименее искажающим и потому наилучшим для стимулирования роста ВВП.

Затем С. Дробышевский остановился на мировых трендах в налогообложении НДС, подчеркнув при этом, что НДС является основным источником финансирования налоговых доходов бюджета в странах ОЭСР и G20 (в среднем генерируя около 20% налоговых доходов). Докладчик отметил крупномасштабные реформы по переходу от множества косвенных налогов с похожей базой к классическому НДС с широкой налоговой базой в крупнейших развивающихся странах (Индия, Китай).

В странах ЕС наблюдается смена типа реформ по НДС от повышения ставок к совершенствованию администрирования и расширению налоговой базы – тренд на повышение стандартных налоговых ставок по НДС в странах ОЭСР после кризиса 2008 г. остановился после пика средней ставки НДС по странам ОЭСР в 19,3% в 2015 г.

Реформы по фискальной девальвации в Германии, Венгрии, Великобритании – повышение НДС, сопровождаемое снижением нагрузки на фонд оплаты труда (социальных взносов). Расширяется использование пониженных ставок как мер социальной поддержки (эффективность таких мер крайне низкая (OECD, 2018)) для поддержки туризма (Словакия, Греция), культуры (Испания. Греция, Португалия) и др. Также развиваются механизмы международной гармонизации налоговых правил по косвенным налогам для минимизации барьеров для торговли товарами и услугами в рамках торговых союзов (ЕАЭС, ЕС).

Далее докладчик остановился на мировых трендах в налогообложении прибыли компаний и налогообложении физических лиц. Завершил свое выступление С. Дробышвский обсуждением ситуации в налоговой системе России. В частности, он акцентировал внимание на повышении российской позиции «Налогообложение» в рейтинге Doing Business со 134 места в 2009 г. до 45 места в 2017 г., а также прогрессе в области автоматизации администрирования налогов.

Презентация к выступлению

Директор Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистана Жахонгир Негматов в своем выступлении рассказал о путях повышения эффективности инструментов налогообложения для решения наиболее важных (структурных) проблем в национальной экономике и улучшения деловой среды для предпринимательства. По его словам, с 2019 г. начались масштабные реформы в налоговой системе, в том числе: введена плоская шкала подоходного налога в размере 12%, отменены отчисления в государственные целевые фонды; снижены налоги на прибыль, дивиденды, имущество юридических лиц; введен пороговый уровень оборота для перехода к уплате общеустановленных налогов и НДС (1 млрд сум).

Как подчеркнул докладчик, анализ первых результатов показал, что изменения в налоговой политике могут быть как положительными, так и отрицательными. В числе положительных он назвал легализацию свыше 570 тыс. рабочих мест; увеличение в 6,2 раза количества плательщиков НДС; снижение налоговой нагрузки на крупные предприятия; рост поступлений в бюджет за 1-ое полугодие в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.; право экспортеров возвращать ранее уплаченные суммы НДС.

Ж. Негматов также остановился на основных предлагаемых направлениях по дальнейшему реформированию налоговой системы Узбекистана, среди которых: отмена специальных налоговых льгот для отдельных отраслей и предприятий (в том числе расширит налоговую базу НДС); пересмотр порога товарооборота, внедренного для определения организационной формы субъектов предпринимательства, в зависимости от вида деятельности (предотвратит дальнейшее дробление предприятий; снизит налоговую нагрузку на предприятия с меньшим оборотом без больших потерь для бюджета); своевременный возврат суммы излишне уплаченного налога; более широкое применение НДС на сектор услуг; проведение налогового контроля на основе риск-анализа; внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов; организация широкой программы обучения бухгалтеров и разработки методических рекомендаций по исчислению и уплате каждого вида налогов.

Презентация к выступлению

Следующей выступила старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ Галина Баландина с докладом «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации», в котором рассмотрела мировые тенденции в области таможенного администрирования, а затем затронула российские преобразования в этой сфере.

Среди прочего спикер остановилась на реализации в стране нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», а также осуществления комплексной ведомственной программы развития ФТС России до 2020 г., программы преобразований контроля и надзора в таможенной сфере в рамках программы реформирования контрольно-надзорной деятельности в России до 2024 г., программы «Трансформация делового климата» и проекта Стратегии «Таможня 2030».

В конце выступления Г. Баландина отметила, что стратегическая цель данных преобразований и проектов – «формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстроперенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства».

Презентация к выступлению

Шухрат Тошматов, заведующий кафедрой «Экономика и финансы» Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, рассказал собравшимся о стратегии выбора между ростом бюджетных расходов и сокращением налоговой нагрузки.

Презентация к выступлению 

В самом конце заседания слово взял представитель БАТ Максим Литвин. Он отметил улучшение инвестиционного климата в Узбекистане в последнее время. 


О мероприятии